В Екатеринбурге прошел круглый стол "Особенности найма и поиска персонала в ИТ-области"
В завершении выставки - форума «ИнфоКом-2005» в Екатеринбурге был организован ряд мероприятий, посвященных решению проблемы поиска специалистов в ИТ-сфере: 30 сентября состоялась конференция, посвященная этой теме, а 1 октября была проведена ярмарка вакансий в сфере информационно-коммуникационных технологий. Круглый стол «ОСОБЕННОСТИ НАЙМА И ПОИСКА ПЕРСОНАЛА В ИТ - ОТРАСЛИ» вызвал повышенный интерес гостей выставки. Актуальность этой темы обосновали организаторы конференции из компании «Геософт», определив несколько значимых аспектов таким образом: специфика и дефициты рынка ИТ - специалистов, поиск менеджеров по продажам в сфере ИТ и обучение персонала в ИТ - отрасли.
Представитель кадрового центра «Юнеско-Метрополис» Елена Хренова отметила, что на данный момент у современных компаний существует потребность в автоматизации бизнес-процессов, следовательно, растет спрос на специалистов в этой сфере. Ситуация же на рынке труда такова, что вести поиск квалифицированного ИТ-персонала очень сложно – ИТ-специалистов высокого класса можно заинтересовать только очень хорошим предложением в плане оплаты труда или интересным проектом. Менеджеров по продажам, работающих в своем сегменте и со своей клиентской базой можно привлечь только большим объемом и громким именем компании, либо повышением социального статуса: «…работодатель должен быть морально и материально готов выкупить специалиста или повысить его статус…».
В этой связи представителями бюджетных организаций было отмечено, что перед ними эта проблема стоит особенно остро, поскольку они не в состоянии выделять подобные объемы средств для оплаты труда высококвалифицированных специалистов. Со своей стороны они предложили собственное решение проблемы – поиск начинающих работать в этой сфере, их дальнейшее обучение и подготовка.
Роман Любар, региональный менеджер компании «Сан майкросистемc», видит выход из сложившейся ситуации в создании особой системы мотивации для ИТ-персонала: «Мы решаем эту проблему так: в штате нашей компании работают три специалиста. Один учится, постоянно находится «на подхвате» - ему поручают решение легких задач. Второй – «рабочая лошадь» - тот, кто вырос из первого. Он не настолько известен, не настолько «обвешан» сертификатами, чтобы им заинтересовались рекрутинговые агентства, переманивающие специалистов. И, наконец, третий – тот, кому один раз в неделю звонят хэдхантеры – он очень много сделал для компании, и я жду, когда он уйдет… Готовлю ему смену…». Таким образом, подобная система является достаточно дорогостоящей для компании, но и эффективной одновременно. Попадая в такую систему «конвейера», специалист знает о своих перспективах, что создает для него дополнительную мотивацию.
Большинство присутствовавших потенциальных работодателей для ИТ-специалистов согласились с тем, что проблема здесь заключается в незрелости рынка спроса и предложений в этой сфере: со стороны работников типично наличие завышенных ожиданий – многие начинающие хотели бы получать зарплату от 2000 $, а работодатели, со своей стороны, стремятся «прикрепить работника к станку», предоставляя средний уровень заработной платы, и не принимая во внимания нематериальные мотивирующие факторы, которые могут способствовать повышению эффективности труда
Генеральный директор консалтингового агентства «Хантер» В.М. Танаев прокомментировал эту ситуацию так: «На самом деле, когда человек меняет место работы причина далеко не всегда заключается в деньгах… она может заключаться в том, что его держат на рядовой позиции, из которой он уже вырос, либо предлагают решать ему одну и ту же задачу, которая перестает представлять для него интерес… Все специалисты подобны кошкам. Здесь не работают стандартные методики управления – они буксуют. Выход – применение психологических методик менеджерами по персоналу при подборе и работе с ИТ-специалистами, а так же внедрение евростандартов, при которых четко прописываются обязанности будущего сотрудника. Успешный пример внедрения этих технологий – концерн «Калина». Это общепринятые мировые технологии!».
Решение проблемной ситуации создания эффективной системы мотивации ИТ-персонала – в привлечении специалиста на проектной основе. В этом случае он всегда ориентирован на результат, что гарантирует постоянство места его работы в течение определенного срока. Здесь основная трудность заключается уже в методиках поиска подходящего специалиста.
Анализ этой ситуации был представлен в выступлении консультантов по персоналу агентства «Карьера Юнион». По результатам их исследования, в среднем, на 10 – 15 запросов от работодателей на вакансию «менеджер по продажам в сфере ИТ» приходится одно резюме такого специалиста. Компании, в штате которых есть такие успешно работающие менеджеры, стараются удержать их. В этом случае у компании-работодателя есть два варианта: прямой поиск специалиста через кадровое агентство, либо обучение кандидата «с нуля» - «выращивание специалиста» в самой компании. При этом, как правило, уровень средней заработной платы менеджеров и специалистов в сфере ИТ-технологий достаточно высок: специалист, работающий в российской компании, может получать от 10 до 20 тысяч рублей в месяц, в крупной международной компании – от 10 до 60 – при этом нижняя планка заработной платы – только для начинающих. Топ-менеджеры и руководители проектов обычно зарабатывают от 2,5 до 3 тысяч долларов в месяц, при этом доля оклада составляет около 900 долларов. При этом, как показывает статистика, менеджер по продажам в сфере ИТ не работает в одной и той же компании дольше 1,5 – 2 лет.
Сложность ситуации на рынке труда в этой сфере заключается в ее неоднозначности. Работодатель вынужден искать специалиста с достаточно высоким уровнем технических знаний, и одновременно со способностями хорошего «продажника». На практике таких специалистов найти сложно. Одним из предложенных решений здесь явилась ярмарка вакансий в сфере информационно-коммуникационных технологий, которую провели в завершении выставки организаторы круглого стола – компания «Геософт».
|