Программа
Узнайте больше о федеральной программе "Электронная Россия" ...
 
Ход программы
Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы
 
Конкурсы
Утвержден план-график размещения заказов ...
ОДНОЙ СТРОКОЙ:   Правительство Москвы утвердило концепцию реализации проекта "Электронный округ" в рамках городской целевой программы "Электронная Москва"     НОРБИТ начал комплексную автоматизацию управления государственными закупками Алтайского края, стоимость проекта – 1,9 млн. руб.     Компания DEPO Computers поставила компьютерную технику для управления делами администрации Ямало-Ненецкого автономного округа на сумму 5 млн. руб.    ООО "Норильск-Телеком" реализовал пилотный проект по автоматизации сбора информации с объектов ЖКХ г. Красноярска     ИТ-компания "Систематика" выиграла тендер на развитие системы управления и мониторинга инфраструктуры электронного казначейства финансового управления г. Санкт-Петербурга     В рамках национального проекта "Образование" к Интернету подключены более 95% запланированных образовательных учреждений     "Норбит" заключил контракт на разработку оффлайн-приложения для автоматизированной информационной системы департамента государственного заказа Тверской области    Каждая российская семья к 2010 г. может получить возможность принимать социальный пакет телепрограмм на территории всей страны с высоким качеством - Л. Рейман     Граждане России к 2010 г. смогут получать через сеть Интернет основные социальные государственные услуги - Л. Рейман     ЗАО "Электро-Ком" завершила подключение к платежной системе e-port     РегионКом" выиграл конкурс на поставку аппаратно-программного комплекса для системы "Мониторинг национальных проектов" в Пензенской области, стоимость проекта – 1,2 млн. руб.     "ЦентрТелеком" и "РТКомм.РУ" завершили подключение школ к Инетрнету в 10 областях Центрального федерального округа в рамках нацпроекта "Образование"     Мининформсвязи планирует к 2010 г. увеличение почти в 2 раза до 30 единиц количества персональных компьютеров на 100 человек     Департамент информации правительства Ленинградской области и компания "Яндекс" заключили соглашение об информационном сотрудничестве     Правительство РФ одобрило концепцию формирования "Электронного правительства" до 2010 г.  
о портале
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ - РЕГИОНАМ
на главную портала
в избранное
карта портала
помощь
ПОИСК
 •  Расширенный поиск
Новости
E-Russia
Ход программы
Пресс-центр
Министерство
Вопрос-ответ
В данном разделе Вы можете задать вопросы руководителям федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002–2010 гг.)" относительно ее целей, задач и перспектив реализации на федеральном, региональном или на местном уровнях.
Голосование
Какие направления ФЦП «Электронная Россия» вам известны?
Электронное правительство
Электронный документооборот
Информатизация учебных заведений
Дистанционное образование
Телемедицина

Текущие результаты
Другие проводимые голосования
Форумы
Форум ФЦП Электронная Россия

Форум Информатизация федеральных органов власти

Форум Информатизация регионов
Поделись опытом
Если Вы имеете опыт информатизации бизнес-процессов в предприятиях и госструктурах, то заполните предлагаемую форму. Ваш опыт очень важен для нас.
Ссылки

Федеральные целевые программы

Министерство образования и науки РФ

Высшая школа экономики

НТЦ ИРМ

Журнал «Сети и системы связи»





Новости
Аналитические материалы »

 В разделе » 

Краткий обзор проектов, реализованных МЭРТ РФ в период 2002–2003 гг. в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002–2010 гг.)"

Краткий обзор проектов, реализованных МЭРТ РФ в период 2002–2003 гг. в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002–2010 гг.)"

Анализ и инвентаризация

Анализ моделей систем (в том числе действующих) по предоставлению информационных услуг гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, 2003 г.

В результате работы проведен анализ и систематизация проектов, участвовавших в открытом конкурсе Минэкономразвития России, осуществлена их группировка по схожим техническим требованиям. Разработан набор типовых требований, выбраны стандарты по содержанию и оформлению для каждой из групп проектов, установлены требования, которым должны соответствовать технические задания на проекты, включенные в группу проектов. Для каждой группы проектов выбраны стандарты (нормативные документы), требованиями которых должен руководствоваться Исполнитель проекта при разработке и реализации проекта, при создании проектно-эксплуатационной документации. Также определены основные стадии и этапы реализации проектов для каждой группы проектов, разработаны технические задания на основе типовых технических требований по проекту (проектам) для одной или нескольких групп проектов, согласованных с Заказчиком, определен порядок перехода имущественных и исключительных прав.

Анализ результатов и разработка предложений по созданию механизмов поддержки (в том числе за счет средств федерального бюджета) проектов по использованию ИКТ в экономике, социальной сфере, государственном управлении на региональном и муниципальном уровнях власти, 2002 г.

В результате выполнения работ подготовлены: итоговый отчет по ГОСТ 7.32-91, включающий результаты систематизации и анализа наиболее эффективных региональных и муниципальных проектов в сфере использования и внедрения ИКТ, в том числе принципы формирования перечня проектов использования ИКТ в деятельности региональных и муниципальных уровней власти; проект методических рекомендаций по оценке и отбору предложений региональных и муниципальных органов власти для реализации пилотных проектов по использованию ИКТ, в т.ч. критерии эффективности региональных и муниципальных проектов в сфере использования ИКТ; предложения по совместному финансированию из федерального, регионального и местного бюджетов интересных проектов; типовые проекты по созданию системы "электронного правительства" на региональном и муниципальном уровне.

Анализ результатов проектов по предоставлению органами государственной власти и местного самоуправления услуг гражданам и хозяйствующим субъектам, 2002 г.

Подготовлен аналитический отчет по изучению действующего порядка и нормативной базы по вопросам финансирования проектов (в т. ч. ИКТ) из средств федерального бюджета и практики финансирования проектов по внедрению ИКТ на региональном и муниципальном уровнях. Подготовлены предложения по изменению (уточнению) действующих правил финансирования проектов по внедрению ИКТ на региональном и муниципальном уровнях в части средств федерального бюджета. Разработаны общие методические рекомендации по оценке технико-экономической эффективности проектов внедрения ИКТ. Подготовлен аналитический отчет с описанием типовых структур органов исполнительной власти субъекта федерации, функций типовых структурных подразделений и типовых информационных ресурсов (баз данных), используемых органами исполнительной власти субъекта федерации. Разработаны концепция и техническое задание консалтинговой интернет-системы "ИТК-Регион". Разработаны регламент, правила доступа и работы отдельных групп пользователей с Интернет-системой "ИТК-Регион", предназначенной для информационной и аналитической поддержки процессов подготовки, реализации, учета и анализа технико-экономической эффективности региональных и муниципальных проектов в области ИКТ. Разработана доступная через Интернет типовая модель (пилот-проект) "ИТК-Регион".

Социально-экономический мониторинг формирования "новой экономики", в том числе анализ тенденций развития ИКТ и их применения в социально-экономической сфере, 2003 г.

В результате выполнения проекта разработаны: система социально-экономического мониторинга формирования "новой экономики" в России; план первоочередных мероприятий по его реализации, система целевых показателей развития "новой экономики" в России и методология их исчисления, аналитический доклад "Развитие "новой экономики" в России", проект плана действий Правительства РФ по развитию "новой экономики" в России. Результаты используются федеральными органами исполнительной власти в ходе реализации Плана действий Правительства России по реализации в 2004 г. программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.), утвержденного Распоряжением Правительства России от 3 января 2004 г. N 1-р, п. 49: подготовка концепции развития рынка информационных технологий.

Анализ тенденций развития ИКТ и их применения в социально-экономической сфере, 2002–2003 гг.

В ходе работы было создано описание отрасли ИКТ в России с использованием многоуровневой детализации и ряда показателей, сравнены мировые и российские тенденции развития отрасли ИКТ и выработаны рекомендации по применению ИКТ в социально-экономической сфере (http://www.region2003.ru/tendency).

Анализ эффективности бюджетных расходов, выделяемых на информатизацию в рамках федеральных, ведомственных и региональных программ, в т.ч. разработка предложений по координации вопросов развития ИКТ, в том числе вопросов финансирования различных программ информатизации и эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на развитие ИКТ, 2003 г.

В результате анализа эффективности бюджетных расходов, выделяемых на информатизацию, разработаны предложения и проекты нормативных правовых документов, обеспечивающие координацию бюджетных расходов в области ИКТ; проект методических рекомендаций по определению эффективности государственных закупок в сфере ИКТ за счет средств бюджетов всех уровней на финансирование отдельных направлений федеральных, региональных и муниципальных программ информатизации. Разработаны предложения по изменению программных мероприятий ФЦП "Электронная Россия" и набор показателей оценки результативности ФЦП "Электронная Россия".

Введение новых статистических показателей развития и распространения ИКТ, 2002–2003 гг.

Задачами проекта были: формирование макетов разработочных таблиц для обработки первичной информации, полученной в ходе государственного статистического наблюдения за производством продукции и услуг в сфере ИКТ; формирование макетов разработочных таблиц для обработки первичной информации, полученной в ходе государственного статистического наблюдения за использованием ИКТ в экономике.

Мониторинг общественного мнения о ходе реализации Программы и разработка предложений по формированию общественного мнения, 2003 г.

Проведение ежедневного мониторинга и анализа центральных, региональных электронных и печатных средств массовой информации о ходе реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 гг.)" и подготовка ежедневных обзоров, отражающих в обобщенном виде реакцию на нее информационного сообщества и средств массовой информации.

Проведение анализа эффективности бюджетных расходов, выделяемых на использование ИКТ, 2002–2003 гг.

Проведен анализ эффективности бюджетных расходов, выделяемых на информатизацию, разработаны предложения по межведомственной координации вопросов финансирования различных программ информатизации и эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на развитие ИКТ, повышению эффективности и изменению программных мероприятий ФЦП "Электронная Россия". Разработаны проекты концепций нормативных правовых документов, обеспечивающих повышение эффективности бюджетных расходов в области ИКТ, Проект методических рекомендаций по определению эффективности государственных закупок в сфере ИКТ. Результаты работ используются федеральными органами исполнительной власти при разработке нормативных актов в области повышения эффективности расходов на ИКТ, предусмотренных п. 20 Плана действий Правительства России по реализации в 2004 г. Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.), утвержденным Распоряжением Правительства России от 3 января 2004 г. N 1-р, а также Протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 11.09.2003 г. N33, в т.ч.: проекта "Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г.", внесенного в Правительство России в декабре 2003 г.; предложений по пересмотру содержания ФЦП "Электронная Россия" и проекта изменений в бюджетную классификацию, направленных на более детальный учет государственных расходов на ИКТ, которые должны быть внесены в Правительство России в 2004 г.

Проведение инвентаризации и анализа информационных ресурсов Минэкономразвития России как объекта информатизации, 2003 г.

Цель работы – предпроектное обследование информационных ресурсов Минэкономразвития России для их дальнейшего представления во внутренней и внешних сетях, формирование типовых требований по представлению этих ресурсов в электронном виде и по информатизации органов государственной власти, создание пилотных зон (сайтов) подразделений Минэкономразвития России. В ходе проекта разработаны типовые требования по представлению информационных ресурсов в электронном виде, по развитию информационных ресурсов, подготовке технического задания и спецификаций на модернизацию информационных ресурсов Минэкономразвития России, разработаны макеты элементов аппаратно-программных комплексов модернизированной IT системы и информационных ресурсов Минэкономразвития России, включающие в себя элементы пользовательского интерфейса. Использование результатов данного проекта позволит определить основные направления развития информатизации Минэкономразвития России, предпринять меры для устранения выявленных в результате обследования подразделений проблем, связанных с информационными ресурсами, программным обеспечением, аппаратными средствами, сетевой архитектурой и информационным взаимодействием департаментов.

Разработка системы макроэкономических показателей и индикаторов развития ИТ-сектора, 2002–2003 гг.

В ходе проекта разработана система статистических показателей и на ее основе система макроэкономических показателей и индикаторов развития ИКТ-сектора, необходимые для анализа текущей ситуации и планирования дальнейших действий. Результаты работ используются федеральными органами исполнительной власти в ходе реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003–2005 гг.), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. N 1163-р, пункт: формирование системы показателей и получение статистической информации, характеризующей развитие в Российской Федерации отраслей экономики, основанных на современных информационно-коммуникационных технологиях

Проведение инвентаризации и создание системы мониторинга и анализа существующих в России государственных информационных систем и информационных ресурсов (СМАГИРС), 2002 г.

В части создания системы мониторинга и анализа существующих в России государственных информационных систем и информационных ресурсов (СМАГИРС) был осуществлен мониторинг и анализ состояния, динамики и использования государственных информационных ресурсов и систем (ГИРС); создание и ведение единого Реестра государственных информационных ресурсов на базе хранилища метаданных с использованием стандарта обмена данными XML, совместимого со средой электронного взаимодействия; подготовлены рекомендации по совершенствованию деятельности по созданию и использованию ГИРС, подготовлены организационно-нормативные документы в части уточнения состава показателей описания ГИРС и логических структур БД, разработки правового обеспечения и организации информационного взаимодействия. Разработано прикладное программное обеспечение ПТК Федерального центра, проведена инвентаризация ГИРС на федеральном уровне. Осуществлена стендовая отработка макета ПТК Федерального центра обработки данных и подготовка к запуску в опытную эксплуатацию первой очереди мониторинга ГИРС.


Проведение анализа разрабатываемых в рамках ФЦП "Электронная Россия" программно-технологических средств, 2003 г.

Проведен анализ технических заданий, проектной и исполнительской документации по осуществляемым разработкам Минэкономразвития России в рамках ФЦП "Электронная Россия". По результатам анализа выработаны рекомендации по дополнительным требованиям к технической документации исполнителей. Разработан проект нормативного документа – "Единые требования к программно-техническим разработкам, ведущимся по ФЦП "Электронная Россия" и предполагаемым к эксплуатации в Минэкономразвития России". Выработаны предложения по долговременной стратегии развития программно-аппаратного комплекса ИТЦ Минэкономразвития России, создаваемого в рамках ФЦП "Электронная Россия(2002–2010 гг.)".


Методология, в том числе предложения по правовому регулированию ИКТ-сектора

Разработка концепции и комплекса мероприятий по созданию системы мониторинга финансово-экономической деятельности предприятий госсектора, 2002 г.

Проведено исследование практики использования информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления государственным сектором экономики России, а также ряда зарубежных государств. Разработан проект Концепции системы мониторинга финансово-экономической деятельности предприятий госсектора. Представлен всесторонний анализ нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы анализа и оценки предприятий и организаций государственного сектора экономики, а также сформулированы методические предложения по финансово-экономическому анализу и планированию деятельности предприятий государственного сектора экономики. Описаны информационно-технологические аспекты построения системы мониторинга, анализа и планирования, описана архитектура системы, функциональные и инструментальные подсистемы, а также подходы формирования политики информационной безопасности. Разработан проект технического задания на систему мониторинга в соответствии с ГОСТ 34.602-89 и технико-экономическое обоснование реализации проекта.

Разработка методологии объединения федеральных информационных ресурсов, создаваемых на основе данных обязательной отчетности юридических лиц, в рамках единой государственной системы управления и передачи данных, 2003 г.

Проведен анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей процессы межведомственного информационного обмена, а также сбора данных обязательной отчетности (в том числе, федеральный закон "О регистрации юридических лиц", Постановление Правительства Российской Федерации N 438, Постановление Правительства Российской Федерации N 696 и др., Постановление Правительства Российской Федерации N 1116, ряд других нормативных правовых актов). Проведен анализ технических решений, с помощью которых возможно организовать эффективный межведомственный информационный обмен. Разработан проект модели межведомственного обмена данными обязательной отчетности с применением ИКТ (на примере конкретных ведомств), включая проекты соответствующих нормативно-правовых документов, с указанием основных этапов ее построения. Разработан проект Технических требований к используемым ИКТ.

Разработка предложений по механизму координации реализации мероприятий федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 гг.)", закрепленных за Минэкономразвития России, 2003 г.

Проведено обследование процесса реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия", построена модель "как есть" и "как должно быть". Разработана методология управления проектами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в рамках реализации ФЦП "Электронная Россия".

Разработка рекомендаций по созданию единой системы выявления, использования и внедрения объединенных государственных и муниципальных информационных ресурсов, 2003 г.

Проведен анализ текущего состояния информационных ресурсов, законодательной базы и мирового опыта. Разработаны: Концепция создания ОГИР в России, план мероприятий по созданию ОГИР, предложения по совершенствованию федерального законодательства в области совместного использования информационных ресурсов.

Разработка типовых требований к программам информатизации бюджетных организаций, в том числе разработка проектов типовых электронных административных регламентов, 2003 г.

В ходе реализации проекта была разработана Концепция Электронных Административных Регламентов (ЭАР), включающая: проекты типовых электронных административных регламентов, описывающих процедуры внутри- и межведомственного взаимодействия; проект типовой технологии построения ЭАР; система показателей эффективности ЭАР; определение нормативного пространства функционирования ЭАР; описание нормативной базы электронных административных регламентов (ЭАР); предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, в соответствии с которой будет осуществляться регулирование внутри- и межведомственного взаимодействия при внедрении системы ЭАР; предложения по мерам внедрения ЭАР на федеральном, региональном и местном уровнях с указанием примерных сроков, в которые данные мероприятия должны быть реализованы, и конкретных мер, которые необходимо осуществить в отношении различных органов власти, а также мероприятий по интеграции информационных систем, построенных на их основе.

Разработка типовых требований к процессам информатизации органов государственной власти, включая разработку единой методологии построения "электронного правительства", 2003 г.

В результате работ проведена систематизация и анализ мирового опыта построения и использования единой архитектуры органов власти при проведении реинжиниринга государственных функций на основе ИКТ. Разработаны рекомендации по основным подходам и методологии построения единой архитектуры в рамках реформ в Российской Федерации. Обоснованы процедуры нормативно-правового регулирования, связанного с применением типовых информационных моделей функционирования органов государственной власти ("единой архитектуры").

Разработка предложений по снижению административных барьеров и демонополизации сектора информационных телекоммуникационных технологий (ИКТ), 2002 г.

Проведен анализ эффективности мер регулирования сектора ИКТ, сопоставлены формы и методы административных процедур рынка ИКТ, включая лицензирование, сертификацию, регистрацию и сформулированы предложения по их пересмотру. В рамках работы была осуществлена разработка Концепции регулирования рынка ИКТ и комплекса мероприятий на среднесрочную перспективу, состоящей из 4 блоков: Концепция реформирования системы технического регулирования сектора ИКТ, Концепция регулирования сектора телекоммуникаций, Концепция содействия внешнеэкономической деятельности предприятий сектора ИКТ, Предложения по политике в области преодоления административных барьеров территориальными органами власти. Анализ анкетирования участников рынка ИКТ позволяет количественно оценить издержки участников рынка ИКТ, связанные с административными барьерами. Его результаты убедительно доказывают приоритетность реализации мер по снижению административных барьеров в рамках государственной политики развития сектора ИКТ.

Разработка рекомендаций и предложений по использованию стандартов, необходимых для распространения ИКТ. Разработка предложений по развитию в Российской Федерации рынка программного обеспечения со свободной лицензией. Разработка методических рекомендаций по использованию программного обеспечения со свободной лицензией в деятельности органов государственной власти Российской Федерации, 2003 г.

Проведен анализ российской и зарубежной практики использования программного обеспечения со свободной лицензией в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственном секторе экономики, разработаны соответствующие методические рекомендации. Проведен сравнительный анализ существующих российских и зарубежных форматов электронных документов. Разработаны рекомендации и предложения по использованию стандартов, необходимых для распространения ИКТ, в т.ч. разработан проект стандарта на электронное представление организационно-распорядительной документации (по ГОСТ Р6.30-97). Разработан программный продукт на базе текстового процессора OpenOffice.org, демонстрирующий создание и редактирование документов в разработанном формате. Выработанные рекомендации Минэкономразвития России планирует использовать в работе по развитию рынка программного обеспечения со свободной лицензией.

Разработка Концепции российского законодательства в сфере развития ИКТ-сектора, 2002 г.

Подготовлен проект Концепции правового регулирования применения ИКТ в России. В частности, Концепция затрагивает вопросы регулирования телекоммуникационного сектора, оборота интеллектуальной собственности, средств защиты информации и средств электронно-цифровой подписи (ЭЦП), электронной коммерции. Целями правового регулирования применения ИКТ, согласно Концепции, являются обеспечение прав граждан и организаций на доступ к информации из государственных информационных ресурсов; снижение количества барьеров и ограничений, основанных на несовершенстве системы информационного взаимодействия; снижение расходов государственного бюджета на содержание органов государственной власти без снижения эффективности осуществления органами государственной власти возложенных на них функций; развитие областей российской экономики, непосредственно связанных с разработкой, применением и активным использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ сектора).

Разработка методических рекомендаций по совершению сделок в электронной форме и комплекта типовых договорных документов, применяемых в электронной торговле, 2002–2003 гг.

В ходе проекта проведены исследования российского и международного опыта осуществления гражданско-правовых сделок в электронной торговле, состояния российского законодательства и правоприменительной практики, выявлены правовые препятствия на пути развития электронной торговли и исследованы возможности применения в рамках российского законодательства перспективных иностранных моделей правового регулирования электронной торговли, в том числе положений соответствующих модельных договоров. Результатом работы стали Методические рекомендации по совершению сделок в электронной форме в соответствии с положениями нового процессуального законодательства. Представлена система рекомендаций по совершенствованию российского законодательства, регулирующего электронную торговлю, а также устранению выявленных правовых препятствий и минимизации юридических рисков. Разработан пакет модельных договоров и приложений, используемых в электронной торговле, включая трансграничные сделки (в т.ч. модели B2B, B2C и др.)

Разработка проектов нормативных и правовых актов, направленных на регулирование отношений в области разработки и использования ИКТ и их применения в социально-экономической сфере, 2002–2003 гг.

В ходе проекта проведен анализ российского, зарубежного и международного законодательства в области разработки и использования ИКТ, практики его применения, проанализированы данные о фактической ситуации, сложившейся в сфере разработки и использования ИКТ, потребностей рынка и интересов его участников. В ходе проекта разработаны проекты федеральных законов, регулирующих общественные отношения, связанные с государственными информационными ресурсами, применение электронных подписей в Российской Федерации, вопросы информационной безопасности. Разработаны предложения по корректировке законопроекта об электронной торговле, законодательства в области электронных госзакупок, а также ряд методических рекомендаций в области разработки и использования ИКТ, в т.ч. в социально-экономической сфере и программа нормотворческой деятельности, включающая порядок принятия нормативных актов, перечень мер по их проведению через нормотворческие процедуры в различных государственных органах, систему контроля за прохождением проектов нормативных актов в различных государственных органах.

Порталы органов власти и взаимодействие с бизнесом и гражданами

Реализация проекта "Российский портал развития", 2002–2003 гг.

Для перехода к информационному обществу в регионах РФ была создана распределенная сеть "порталов развития": в Ханты-Мансийском Автономном Округе (www.ugra-gateway.ru), в Перми (www.perm.russia-gateway.ru), в Туле (www.tula.russia-gateway.ru), в Великом Новгороде (www.novgorod.russia-gateway.ru), в Калининграде (www.kaliningrad.russia-gateway.ru), в Челябинске (www.74.russia-gateway.ru), на Северо-Западе (www.nw.russia-gateway.ru). Кроме этих 7 региональных "дочерних" порталов, был создан "материнский" портал http://www.russia-gateway.ru. В настоящее время в регионах проекта существуют партнерства для развития информационного общества. В их деятельность вовлечено в общей сложности 143 организации, представляющие органы и структуры власти, коммерческие компании, научно-образовательные учреждения, организации гражданского общества.

Создание в сети Интернет специализированной информационной системы "Правительственный портал", 2002–2003.

Цель проекта – создание в сети Интернет специализированной информационной системы, обеспечивающей информационное взаимодействие и информационные потребности в сфере малого предпринимательства. Информационная система создается в рамках единой специализированной информационной системы "Правительственный портал". Основой содержательного наполнения портала станет информация органов государственной власти. В рамках портала предполагается объединение как официальной государственной информации (правового характера и др.), так и информации, предоставляемой негосударственными организациями, имеющей реальную практическую ценность для бизнеса. При этом основной отличительной чертой данной информационной системы по сравнению с существующими в настоящее время является максимальная полнота информации, предоставляемой государственными органами. Для этого в рамках портала предусмотрена процедура обязательного размещения официальной информации органами государственной власти. Сейчас проект находится в стадии разработки: проектные работы завершены, разработка программного обеспечения завершается. В данный момент идет первоначальное информационное наполнение, разрабатываются и подключаются различные сервисные модули. Запуск проекта в эксплуатацию планируется в 2004 г.

Создание Интернет-портала государственной статистики России в рамках создания интегрированной информационной статистической системы, объединяющей государственные статистические данные, 2003 г.

Основная цель работ – повышение уровня информационного обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, других потребителей информации о социально-экономическом развитии страны. В результате выполнения проекта в 2003 г. разработаны: Концепция портала государственной статистики, пилотная версия портала государственной статистики, руководство пользователя пилотной версией портала, спецификации на закупку аппаратных и программных средств для промышленной версии системы, включая средства обеспечения информационной безопасности, техническое задание на промышленную версию портала государственной статистики. Были выполнены все подготовительные работы по созданию Интернет-портала государственной статистики, который позволит создать в сети Интернет единую точку входа во все информационные ресурсы государственной статистики, функционирующую на основе межведомственной интеграции и информационной открытости государства. Это позволит: повысить оперативность информирования широкого круга пользователей о социально-экономическом положении России и ее регионов; оптимизировать процессы формирования ежегодной федеральной программы статистических работ, что даст существенную экономию бюджетных средств; создать условия для повышения качества информационного обслуживания пользователей; ускорить межведомственное информационное взаимодействие; сократить время поиска необходимой информации; реализовать цели и задачи Постановления Правительства N98 от 12 февраля 2003 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти".

Создание Информационного портала малого предпринимательства в сети Интернет в рамках создания единой специализированной информационной системы "Правительственный портал", 2003-2004 гг.

Цель проекта – создание в сети Интернет специализированной информационной системы "Правительственный портал", а также специализированной информационной системы "Экономический портал", что позволит обеспечить информационную прозрачность и открытость государства для общества; организовать эффективное взаимодействие государства с гражданами и хозяйствующими субъектами; оптимизировать взаимодействие государственных структур. В ходе работ по проекту были разработаны Концепция создания СИС "Правительственный Портал", техническое задание на СИС "Правительственный портал", частное техническое задание по СИС "Экономический портал". Помимо разработки требований, проектной и методологической документации, в рамках проекта были реализованы рабочие макеты СИС "Правительственный портал" и СИС "Экономический портал", внедрены системы управления содержанием порталов. В 2004 г. предполагается запуск в промышленную эксплуатацию указанных порталов. По проекту еще предстоит разработать различного рода сервисы, поисковые механизмы и интегрировать порталы с другими информационными системами.

Государственные закупки

Практическая реализация мероприятий по обеспечению открытости деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, 2002–2003 гг.

Основной целью проекта является обеспечение единства информационно-технологической инфраструктуры органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также интеграция существующих ресурсов с одновременным расширением их информационных и функциональных возможностей и создание условий для эффективного проведения закупок продукции для региональных государственных и муниципальных нужд. В результате работ по проекту создан макет типового решения СЭТРМ (система электронной торговли для региональных и муниципальных нужд), разработан проект технического задания программной компоненты СЭТРМ, комплект документации на типовое решение СЭТРМ, начаты работы по проведению опытной эксплуатации в Челябинской области и республике Чувашия.

Разработка комплекта организационно-технических документов по созданию федерального центра электронной торговли (ФЦЭТ), 2003 г.

Выполнены подготовительные работы к созданию Федерального центра электронной торговли: описаны циклы закупок для федеральных и региональных нужд, органов самоуправления; изучен опыт развития регулирующих и методологических органов в сфере электронной торговли в развитых странах мира; проведен анализ нормативно-правовых и организационно-технических основ для создания ФЦЭТ, включая анализ отечественных, национальных и международных рынков общественных (правительственных, региональных и муниципальных) закупок и рынков электронной торговли (общественные закупки, корпоративные закупки и розничные продажи) в экономико-юридическом и организационно-техническом аспекте; разработана Концепция создания ФЦЭТ и его дальнейшего функционирования и развития; разработан комплект организационно-технической документации, включающий: бизнес-план создания Федерального центра электронной торговли, решение учредителей Федерального центра электронной торговли о его создании, устав Федерального центра электронной торговли, положение о наблюдательном совете Федерального центра электронной торговли.

Разработка и создание первой очереди системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд (СЭТГН), 2002–2003 гг.

Целями создания и использования СЭТГН являются повышение эффективности и прозрачности госзакупок, эффективное расходование бюджетных средств, снижения коррупции и иных злоупотреблений при госзакупках; увеличение конкуренции за получение государственных заказов, а также интеграция России в глобальную мировую систему электронной торговли. В 2003 г. была разработана техническая и эксплуатационная документация, необходимая для реализации проекта по созданию СЭТГН, проведены предварительные испытания электронной торговой площадки СЭТГН и в настоящее время идет подготовка к опытной эксплуатации для закупки простых (стандартизованных) товаров (работ, услуг). В 2004 г. планируется продолжение работ в данном направлении, в том числе частичный перевод осуществляемых Минэкономразвития России закупок в электронный вид, в частности, методом запроса котировок.

Объединенные государственные информационные ресурсы (ОГИР)

Разработка первой очереди системы управления регионом с применением мультиагентных технологий, 2003 г.

Основными целями проекта являются повышение качества управления, а, следовательно, и улучшение уровня жизни населения, что может быть обеспечено путем создания единого информационного пространства для оказания адресной социальной помощи жителям Самарской области. Повышение качества принимаемых управленческих решений напрямую связано с обеспечением адресного взаимодействия органов исполнительной власти с каждым жителем региона (например, адресная социальная поддержка и медицинская помощь, учитывающие индивидуальные особенности и социальное положение человека, возможность самостоятельного выбора траектории образования и т.д.). Обоснованием всех принимаемых управленческих решений в департаментах социального блока должны выступать реальные запросы граждан, что позволит непосредственно осуществлять управление департаментами социального блока, включая мониторинг потребностей и возможностей населения, выработку вариантов решения и контроль эффективности их исполнения. В результате работы по проекту создана система управления регионом с применением мультиагентных технологий, проведены тестовые испытания системы для управления департаментом социального блока Администрации Самарской области и межведомственного взаимодействия органов власти.

Создание и внедрение системы поддержки принятия решений в социально-экономической сфере Республики Башкортостан, 2003 г.

Разработанная в ходе проекта Информационно-аналитическая система, внедренная в Башкирии, призвана обеспечить централизованный сбор, хранение, обновление, структуризацию, систематизацию, интеграцию, обработку и консолидированный анализ многообразных данных социально-экономических показателей республики. Использование при построении системы современных информационных технологий, специализированных экономико-математических средств анализа, моделирования и вариантного прогнозирования основных показателей социально-экономического развития Республики Башкортостан обеспечило снижение доли рутинных неэффективных операций, повышение уровня достоверности используемых данных, повышение оперативности получения необходимой информации и качества принимаемых управленческих решений. По итогам внедрения подобных информационно-аналитических систем в ряде регионов России планируется, используя полученный опыт, разработать типовую версию системы в целях дальнейшего тиражирования в субъектах Российской Федерации.

Внедрение ИКТ в процессы управления федеральными целевыми программами и контроля за их результатами (на примере работы Межведомственной комиссии по ФЦП "Электронная Россия (2002–2010 гг."), 2002–2003 гг.

Цели проекта – повышение результативности управления федеральными целевыми программами (ФЦП) за счет создания и применения комплексной системы мониторинга и координации деятельности органов государственной власти в рамках ФЦП. В результате проекта создан специализированный сайт в Интернете (www.programs-gov.ru) с базовой информацией по материалам текстов ФЦП, нормативно-правовым и методическим документам, регламентирующим деятельность по разработке и реализации ФЦП, информацией по текущей отчетности о выполнении ФЦП. Разработан комплекс прикладных программных средств обработки и выдачи итоговых, сводных (обобщенных) материалов, а также администраторского интерфейса, позволяющего редактировать формы выдачи и контролировать основные информационные потоки. Разработан комплекс прикладных программно-технологических средств на созданном сервере для обеспечения разработанных процедур контроля за ходом выполнения мероприятий ФЦП.

Разработка единой государственной автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации рамках создания единой государственной системы управления и передачи данных, 2002–2003 гг.

Цель работы – создание условий для предотвращения фиктивного экспорта и необоснованного возврата НДС, сокращение неоправданных издержек участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и административных расходов налоговых и таможенных органов. В ходе проекта решались задачи комплексной автоматизации деятельности пунктов пропуска через государственную границу России на основе обеспечения централизованного доступа к информационным ресурсам ГТК России и МНС России; обеспечения доступа налоговых и таможенных органов в режиме реального времени к информации о вывезенных товарах; разрабатывалась новая автоматизированная информационная система контроля за доставкой и фактическим вывозом товаров при экспорте с использованием электронного декларирования; отрабатывались механизмы межведомственного информационного взаимодействия. В частности был создан опытный макет подсистемы информационного обмена между ГНИВЦ ГТК России и ГНИВЦ МНС России.

Создание системы мониторинга и анализа финансово-экономической деятельности предприятий и организаций государственного сектора экономики, 2002–2003 гг.

Основной целью работы является создание опытного образца информационно-технологической платформы для эффективного функционирования механизма управления предприятиями государственного сектора экономики, обеспечения планирования, контроля и анализа результатов деятельности государственных предприятий. Разработанный опытный образец системы мониторинга настроен для расчёта почти ста аналитических показателей финансово-экономического анализа деятельности предприятий, относящихся к пяти группам: общие показатели; финансовая устойчивость; ликвидность; рентабельность; деловая активность. Разработанная система позволяет проводить анализ финансово-экономического состояния предприятия на основе базы данных Госкомстата России.

Создание муниципальной информационной системы (МИС) города Калуга, 2003 г.

Основной целью работ по проекту является формирование единой информационной среды для: информационного обеспечения подготовки и принятия решений исполнительными и представительными органами местного самоуправления Калуги, автоматизации учетно-регистрационных процедур и делопроизводства в исполнительных органах местного самоуправления города, в том числе реализации технологии "Единое окно"; оказания справочно-консультационных услуг населению и предприятиям города. В ходе проекта разработана проектная документация (системный проект), необходимая для рационального планирования работ и затрат, а также обеспечения совместимости и информационного взаимодействия функциональных подсистем Муниципальной информационной системы (МИС) города Калуга при организации их параллельного исполнения различными поставщиками и субподрядчиками. Обеспечена высокая степень интеграции МИС-Калуга с другими проектами, реализуемыми в рамках ФЦП "Электронная Россия" за счет согласования методологии формирования объединенных государственных информационных ресурсов (ОГИР) и разработки электронных административных регламентов (ЭАР). Создан организационно-правовой и информационно-технологический базис необходимый для дальнейшего проведения работ по созданию МИС-Калуга.

Создание экоинформационного ГИС-сервера Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области, 2003 г.

Созданный в ходе проекта ГИС-сервер Нижегородской области позволит всем заинтересованным лицам (гражданам, хозяйствующим субъектам, государственным организациям) получить комплекс достоверных и регулярно обновляемых данных об экологической обстановке в области, обеспечит открытость в деятельности комитета охраны природы, окажет помощь местным органам власти в подготовке и принятии управленческих решений в области экологии и природопользования. ГИС – это также возможность сопоставить и качественно проанализировать природно-ресурсную, социально-экономическую и экологическую информацию о Нижегородской области, подготовить необходимые рекомендации и ограничения режимов природопользования, разработать экологические программы отдельных территорий и оценить степень воздействия хозяйственных мероприятий на окружающую среду. На данный момент ГИС Нижегородской области уже практически разработана и находится в тестовом режиме. Определен состав программного комплекса ГИС-сервера: ГИС-оболочки (ПППО ГеоГраф и GeoDraw), программы доступа к оболочке посредством Web-интерфейса (ГеоКонструктор), СУБД (Paradox), разработана общесистемная проектная документация, проведена интеграция информационных ресурсов, определены необходимые исходные данные космо- и аэроснимков, картографических и других материалов, созданы цифровые топографические карты (ЦТК) и тематические карты для экологического мониторинга. В Интернете уже сейчас можно ознакомиться с опытной версией ГИС-сервера Нижегородской области по адресу IP 213.177.108.18. По словам авторов и разработчиков проекта, официальный сайт http://www.kop.nnov.ru будет открыт до конца февраля 2004 г.

Создание проекта объединения информационных ресурсов лечебных учреждений РФ и территориальных фондов обязательного медицинского страхования РФ "Персонифицированный учет медицинских услуг", 2003 г.

Внедрено типовое технологическое решение в 90 лечебных профилактических учреждений Вологодской области, в Фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС) Вологодской области и Минздраве Вологодской области в виде информационной системы, обеспечивающей автоматизированный процесс персонифицированного учета и анализа оказанных медицинских услуг, их тарификацию, возможность предъявления к оплате в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Создание региональной системы объединенных государственных информационных ресурсов (ОГИР) ЗАГС–ПВС–ЖКХ в Чувашской республике, Самарской области и Ханты-Мансийском автономном округе, 2002–2003 гг.

Основными целями создания ОГИР ЗАГС–ПВС–ЖКХ являются обеспечение эффективного автоматизированного информационного обмена в сфере учета населения; обеспечение информационно-аналитической основы для проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства; улучшение информационного обслуживания населения и сокращение потерь времени при обращении граждан в органы государственной власти и местного самоуправления. В ходе проекта разработано техническое задание на ОГИР ЗАГС–ПВС муниципального уровня, программа и методика их испытаний для Самарской области и Ханты-Мансийского автономного округа. Разработан макет типового проектного решения для ОГИР ЗАГС–ПВС муниципального уровня, созданы фрагменты ОГИР ЗАГС–ПВС в Самарской области, Ханты-Мансийском автономном округе и Чувашской республике. Разработана эксплуатационная документация для типового проектного решения ОГИР ЗАГС–ПВС.

Создание информационной системы управления государственным учреждением на примере высшего учебного заведения в рамках создания системы мониторинга и анализа эффективности деятельности государственного сектора экономики, 2003 г.

В результате проекта разработана Концепция и техническое задание на создание информационной системы управления государственным учреждением на примере конкретного ВУЗа, а также Типовая Концепция информационной системы ВУЗов, включая модель "как должно быть", Типовое техническое задание на создание информационной системы ВУЗов, включая поэтапный план, Модель организационной структуры, включающая описание информационных потоков и регламентов конкретного ВУЗа, Методология управления ВУЗом.

Электронные административные регламенты (ЭАР)

Разработка и внедрение электронных административных регламентов на примере структурных подразделений Минэкономразвития России, 2003 г.

Цель работ – разработка архитектуры и реализации среды описания и поддержки исполнения электронных административных регламентов (ЭАР) на примере деятельности нескольких департаментов Минэкономразвития России (Административный, ИТ, туризма и др.). Разработаны следующие подсистемы: информационная система электронных административных регламентов (ИС ЭАР), Подсистема интеграции Системы электронного документооборота с ИС ЭАР, автоматизированные информационные системы (АИС) "Прогнозирование объема госзакупок", "Кадры центрального аппарата и аппарата загранучреждений", "Бухгалтерский учет", подсистема интеграции АИС "Кадры центрального аппарата и загранаппарата" с ИС ЭАР, подсистема интеграции АИС "Бухгалтерский учет" с ИС ЭАР, АИС "ЭАР формирования информации в МНС РФ и по запросам внешних организаций из реестра лицензий", а также "Мониторинг функций федеральных органов исполнительной власти".

Реализация на основе ИКТ процедур взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов, 2002–2003 гг.

Проведен анализ российского и зарубежного опыта построения систем взаимодействия органов государственной власти с хозяйствующими субъектами. На основе анализа разработана концепция построения среды взаимодействия, создан фрагмент Среды электронного взаимодействия, который организует структурированный доступ к информации из различных источников и позволяет наладить взаимодействие между множественными ресурсами на основе единого стандартизованного представления информации и программных интерфейсов к нему. Разработан пилотный проект информационной системы для взаимодействия МНС России и Минэкономразвития России и хозяйствующих субъектов. Планируется развитие данной Среды и проведение спектра пилотных проектов.

Пилотный проект по реализации электронных процедур государственного финансового контроля Российской Федерации в рамках создания единой государственной системы управления и передачи данных, 2003 г.

Разработаны описания типовых электронных административных регламентов контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации (КСО РФ). Разработана базовая архитектура объединенного государственного информационного ресурса Контрольно-счетных органов Российской Федерации (ОГИР КСО). Разработан опытный макет среды реализации исполнения моделируемой деятельности с реализацией программного обеспечения на примере объектов пилотной зоны: Счетная Палата РФ (Центр), Контрольно-счетная палата Москвы, Счетная палата Владимирской области, Контрольно-счетная палата Ростовской области, Контрольно-счетная палата Государственного совета Чувашской республики. Разработаны предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы обеспечения создания и использования ОГИР КСО РФ. В 2004 г. проект будет продолжен.

Создание инфраструктуры

Разработка и реализация программ создания общественных пунктов подключения к открытым информационным системам в т.ч. на базе бюджетных организаций, 2002–2003 гг.

В результате выполнения работ запущены в эксплуатацию центры общественного доступа (ЦОД) в г. Новосибирске и в г. Чебоксары. Разработан эскизный проект, включающий перечень организационно-технических мероприятий для реализации центров обработки данных и центров общественного доступа. Проведен анализ телекоммуникационных ресурсов действующих операторов электросвязи для создания сетевой инфраструктуры центров обработки данных и центров общественного доступа. Составлен перечень видов информации и информационных услуг, относящихся к прерогативе региональных и муниципальных органов власти, перечень способов организации представления информации и оказания услуг. Описаны решения по обеспечению информационной безопасности общественных пунктов подключения к открытым информационным системам, в том числе на базе бюджетных организаций (типовые макеты центров обработки данных и центров общественного доступа). Разработано типовое положение о центрах обработки данных, типовое положение о центрах общественного доступа.

Разработка ТЭО расходов на эксплуатацию ИТЦ "Электронная Россия" на различных этапах его создания и функционирования, включая затраты на эксплуатацию информационных задач, 2003 г.

Разработаны проекты типовых первоочередных нормативов технического обслуживания. Разработан проект технико-экономической оценки расходов на эксплуатацию ИТЦ "Электронная Россия".

Создание информационно – телекоммуникационного Центра (ИТЦ) в здании Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, 2002–2003 гг.

ИТЦ – программно-аппаратная платформа, обеспечивающая функционирование прикладных решений, разрабатываемых в рамках ФЦП "Электронная Россия". В рамках данного проекта в здании Минэкономразвития России (1-я Тверская-Ямская, д. 1, 3) была создана инфраструктура для опытной апробации и практической реализации проектов, осуществляемых Минэкономразвития России в рамках ФЦП "Электронная Россия".

Создание системы электронного Архива Президента Российской Федерации с обеспечением доступа к нему граждан и организаций, 2003 г.

Создан информационный ресурс электронных документов (база данных образцов документов, индексных карточек и текстовых файлов) в объеме 500000 листов. Проект продолжается в 2004 г.

Проекты в области поддержки российского ИКТ-сектора

Создание фрагмента системы для продвижения региональных товаров и услуг на российский и мировые рынки, 2002 г.

Созданный фрагмент представляет собой единый регистр информации о товарах и услугах региона. Основное назначение регистра заключается в предоставлении возможностей региональным предприятиям для продвижения своих услуг вне своего региона, обеспечении их дополнительными маркетинговыми возможностями, а также предоставлении новых возможностей для привлечения инвестиционного капитала. Предлагаемый фрагмент системы, благодаря используемым технологиям, представляет собой решение, способное к динамичному развитию.

Содействие внедрению ИКТ в средства массовой информации, предоставление программного обеспечения и оборудования для узлов подключения к компьютерным сетям, 2002–2003 гг.

В рамках проведенных работ создано коробочное решение типового электронного портала муниципальных и региональных СМИ для предоставления ими собственных информационных ресурсов в сети Интернет (на базе UNIX и WINDOWS). Данное решение планируется тиражировать в регионах.

Создание и внедрение механизма содействия международному сотрудничеству и внешнеэкономической деятельности российских компаний, 2003 г.

В рамках проекта был проанализирован мировой опыт государственной поддержки сектора информационных технологий. На основании изучения моделей оказания государственной поддержки и опыта разных стран была подготовлена модель поддержки участия компаний России в международных выставках и других маркетинговых мероприятиях. Проанализированы ведущие зарубежные мероприятия в сфере ИТ и подготовлены аргументированные предложения по выбору мероприятий, для участия в которых целесообразно осуществлять государственную поддержку, просчитаны примерные бюджеты этих мероприятий. Проект продолжается в 2004 г.

Организационное содействие и сопровождение участия России в работе международных организаций по развитию социально-экономических приложений ИКТ, 2002–2003 гг.

В ходе реализации проекта был подготовлен ряд документов по продвижению России на мировые рынки, в частности: обзор деятельности международных организаций в сфере социально-экономических приложений ИКТ; проект концепции участия России в работе международных организаций по развитию социально-экономических приложений ИКТ; предложения по механизму координации международного сотрудничества; проект концепции продвижения на мировые рынки российских товаров и услуг в сфере ИКТ; проект программы участия России в работе международных организаций по развитию социально-экономических приложений ИКТ на период 2003-2010 гг.; программа действий по продвижению товаров и услуг сектора ИКТ на внешние рынки. Проведена серия научно-практических семинаров. Результаты проекта используются федеральными органами исполнительной власти, научными и общественными организациями, а также бизнес-ассоциациями при планировании и осуществлении работ по международному сотрудничеству в области социально-экономических приложений ИКТ.

Организация и проведение конкурсов по направлению "Лучший регион в сфере ИКТ", 2002–2003 гг.

Основным содержанием проекта являлась организация работ по анализу и оценке регионов-номинантов, определению и награждению победителей, привлечение общественного внимания к проведенному конкурсу, всестороннее освещение мероприятия, создание информационных поводов, привлечение СМИ, широкая рекламная кампания с использованием традиционных и электронных СМИ. Дополнительная информация о конкурсе "Лучший регион в сфере ИКТ", проведенном в 2002 г. доступна в Интернете по адресу http://www.region2002.ru, в 2003 г. – http://www.region2003.ru.

Проведение международной научно-практической конференции по проблемам развития ИКТ и их использования в экономике России, 2002 г.

Было проведено 4 международных рабочих семинара с приглашением ведущих специалистов Института Всемирного банка, OECD, Европейской Комиссии, Университетов США и Великобритании, а также представителей министерств и ведомств, исследовательских и аналитических центров, Российской академии наук, Высших образовательных учреждений. Итоговая конференция "Новая экономика – Новое общество – Новое государство" прошла 10 декабря 2002 г. Доклады, подготовленные экспертными группами, были вынесены на конференцию. Целевая аудитория конференции – не только эксперты, но и представители государственной власти. Основная задача – доведение до власти результатов коллективной работы экспертного сообщества. Основным результатом конференции стала выработка стратегии по формированию государственной политики в сфере экономики, основанной на знаниях, "новой экономике"; выработка конкретных инструментов и механизмов, направленных на расширение доли "новой экономики", втягивание в нее традиционных отраслей и секторов экономики. Конференция позволила определить границы "новой экономики", выявить ее сегменты в традиционных отраслях и секторах народного хозяйства. Все материалы, подготовленные по итогам конференции, были изданы в серии препринтов.

Финансовый отчет

о структуре финансирования мероприятий

ФЦП "Электронная Россия (2002–2010 гг.)"

по линии Минэкономразвития России

Объем финансирования ФЦП "Электронная Россия" увеличился в 2002–2003 гг. в 2,4 раза, объем финансирования по линии Минэкономразвития России – в 3,1 раза.

Роль Министерства в реализации ФЦП "Электронная Россия" – наукоемкие, исследовательские разработки, работы в сфере ИКТ-методологии, проекты в области совершенствования государственного управления и построения электронного правительства.

Первый год реализации ФЦП "Электронная Россия" – 2002 г. Основные задачи – анализ ИКТ-ситуации, инвентаризация ИКТ-ресурсов, пилотные проекты.

2003 г. – начало масштабных работ по формированию компонентов электронного правительства как на федеральном, так и на региональном уровнях. Задачи первоочередной поддержки административной реформы, совершенствования процессов государственного управления, запуск межведомственных проектов, пилотных проектов по ЭАР.

Объемы финансирования направлений – рост по всем направлениям в 2003 г.по отношению к 2002 г.

Сравнение относительного распределения направлений финансирования изменение приоритетов 2003 г. по отношению к 2002 г. На смену анализу и пилотным проектам – начало системного комплексного строительства электронного правительства посредством запуска межведомственных проектов и проектов по ЭАР.

Доля финансирования региональных проектов по линии Минэкономразвития России в 2003 г. – рост, пропорциональный общему росту финансирования проектов, объем (так же, как и в 2002 г.) – около 30 % от общего объема финансирования. 2003 г. – значительное участие регионов в финансировании мероприятий Программы – 17% от совокупного объема финансирования.

Изменение отношения регионов к Программе. В 2003 г. суммы софинансирования, выделяемые регионами на реализацию проектов ФЦП "Электронная Россия", выросли в абсолютном выражении по сравнению с 2002 г. почти в 15 раз!

Справочник по регионам, вовлеченным в проекты федеральной целевой программы "Электронная Россия" по линии Минэкономразвития России в 2002–2003 гг.

Всего в проекты федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002–2010 гг.)" по линии Минэкономразвития России в 2002–2003 гг. было вовлечено в общей сложности 22 субъекта Российской Федерации. В том числе:

В области создания объединенных государственных информационных ресурсов ЗАГС-ПВС-ЖКХ

Проект: Создание фрагмента объединенных государственных информационных ресурсов ЗАГС–ПВС.

Регионы: Самарская область, Ханты-Мансийский автономный округ, республика Чувашия, Калининградская область, г. Магнитогорск Челябинской области.

В области создания порталов органов государственной власти

Проект: Практическая реализация мероприятий по обеспечению открытости деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (в части создания порталов органов государственной власти).

Регионы: республика Чувашия, республика Башкирия.

В области государственных закупок

Проект: Практическая реализация мероприятий по обеспечению открытости деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (в части создания системы государственных закупок для региональных и муниципальных нужд).

Регионы: республика Чувашия, республика Башкирия, Челябинская область, республика Саха (Якутия), Ханты-Мансийский автономный округ, Липецкая область, Ленинградская область, республика Мордовия, Эвенкийский автономный округ, Тульская область, Алтайский край, республика Горный Алтай.

В области создания "Российского портала развития"

Проект: Российский портал развития.

Регионы: Калининградская область, Новгородская область, Пермская область, Тульская область, Челябинская область, город Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ.

В области создания центров общественного доступа

Проект: Разработка и реализация программ создания общественных пунктов подключения к открытым информационным системам, в т.ч. на базе бюджетных организаций (типовые макеты центров обработки данных и центров общественного доступа).

Регионы: Новосибирская область, республика Чувашия, республика Бурятия, Астраханская область, город Москва.

Собственные инициативы регионов

Проект: Разработка первой очереди системы управления регионом с применением мультиагентных технологий.

Регион: Самарская область.

Проект: Создание экоинформационного ГИС-сервера Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области.

Регион: Нижегородская область.

Проект: Создание муниципальной информационной системы (МИС) города Калуга.

Регион: Калужская область.

Проект: Создание и внедрение системы поддержки принятия решений в социально-экономической сфере Республики Башкортостан.

Регион: республика Башкортостан.

Каталог исполнителей мероприятий в рамках федеральной целевой программы

"Электронная Россия (2002–2010 гг.)"

по линии Минэкономразвития России в 2002–2003 гг.

Рост региональной составляющей – в реализации ФЦП ЭР в 2003 г.начали принимать активное участие не только центральные, московские компании, но и их региональные коллеги. Региональных исполнителей в 2003 г. – почти пятая часть

- Адвокатское бюро "Трофимов и партнеры" Московской городской коллегии адвокатов

- АйТи

- Ай-Ферст

- АК-Консалтинг

- Алгоритм Групп

- Альт Линукс

- Аналитическое агентство "Новые стратегии"

- Ассоциация разработчиков программного обеспечения "РусСофт"

- Атлантис комьюникейшнз

- Верхневолжское аэрогеодезическое предприятие (г. Нижний Новгород)

- Гарант-Парк-Интернет

- ГВЦ Энергетики

- ГЕО производственный кооператив (г. Нижний Новгород)

- ГласНет

- ГМЦ Госкомстат

- Голлард

- Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты - Российской Федерации

- Государственный университет – высшая школа экономики

- Диджитал Дизайн (г. Санкт-Петербург)

- Е+Е

- ИКЦ Бизнес Тезаурус

- Инженерно-внедренческий центр "Инсофт"

- Инжиниринг+Электроникс

- Институт высокопроизводительных вычислений и информационных систем (г. Санкт- Петербург)

- Институт микроэкономики

- Институт подготовки кадров для системы государственных закупок ГУ-ВШЭ

- Институт проблем информатики РАН

- Институт развития информационного общества

- Институт системного анализа Российской академии наук

- Интерфакс – Агентство Финансовой и Экономической Информации

- Информационные Бизнес Системы

- Информационные коммуникации и безопасность

- Калужский Центр геоинформационных технологий и систем коллективного пользования (г. Калуга)

- Карана-консалт

- Координационный Центр международных научно-технических и образовательных программ Администрации Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург)

- Корпорация Парус

- К-Технологии

- Логика бизнеса

- МЕДИАХАУС

- Медицина для Вас

- Медкор-2000

- Межведомственный аналитический центр

- Междисциплинарный центр дополнительного профессионального образования Санкт- Петербургского государственного Университета

- Мендель Инфо Маркетинг

- Михайлов и Партнеры. Управление стратегическими коммуникациями

- Научно-информационный центр "Планирование. Экономика. Управление"

- Научно-исследовательский институт управляющих машин и систем (г. Пермь)

- Научно-производственная компания "Генезис знаний" (г. Самара)

- Национальный медико-хирургический Центр Министерства Здравоохранения РФ

- Некоммерческое партнерство по научным исследованиям и социальному развитию

- Новгород Дейтаком (г. Великий Новгород)

- НПО "Опыт"

- НПП "Гарант-Сервис-Университет"

- Обнинский городской информационный центр (г. Обнинск, Калужская область)

- Общероссийская общественная организация работников СМИ "Медиасоюз"

- ОКБ "Бурстройпроект"

- Парк-Медиа-Консалтинг

- Портал (г. Нижневартовск)

- ПРАЙМ-ТАСС

- Прогноз (г. Пермь)

- ПроСофт-М

- Публичная Библиотека

- РБК-Центр

- РДТex (г. Протвино, Московская область)

- Редлаб

- Рейс-коммуникейшн

- РесЭко

- РНТ

- РосБизнесКонсалтинг

- Санкт-Петербургский Консорциум разработчиков информационных технологий "Форт-Росс" (г. Санкт-Петербург)

- САП СНГ и страны Балтии

- Сибирский окружной медицинский центр Минздрава РФ (г. Новосибирск)

- Сименс Бизнес Сервисез

- СП-Центр

- Тауэр-сети и технологии

- Твик Маркетинг (г. Калининград)

- ТЕИС

- Техник ЮСН

- Тульский Дом науки и техники Российского союза научных и инженерных общественных организаций (г. Тула)

- УСП Компьюлинк

- Федеральный научно-технический центр "ЕГСУПД"

- Фонд "ФОСТАС"

- Фонд экономических исследований "Новая экономика"

- Форс – Центр Разработки

- Центр финансового консалтинга "Финконсалт"

- Цефей

- ЦИТиС

- Электронный архив

- Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск)

- ЮнитСпейс

- Юристаф

О системе управления проектами ФЦП "Электронная Россия (2002–2010 гг.)" в части мероприятий, реализованной в Минэкономразвития России

Реализацией программы со стороны заказчика – Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации – занимается отдел новой экономики Департамента корпоративного управления и новой экономики.

Количество проектов Программы в 2003 г. достигло 50, число организаций-исполнителей и соисполнителей проектов превысило 90 (возросло по сравнению с 2002 г. более чем в 2 раза).

Возросла и сложность проектов. Если в 2002 г. в основном осуществлялись НИОКРовские работы, проводился анализ и инвентаризация существующей ситуации в ИКТ отрасли, то в 2003 г. основное внимание было уделено запуску пилотных проектов.

При выполнении проектов в рамках ФЦП "Электронная Россия (2002–2010 гг.)" особо важным и даже критичным для успеха проектов является эффективное взаимодействие сотрудников Минэкономразвития России с исполнителями проектов, экспертами, осуществляющими оценку проектов, вовлеченными в процесс министерствами и ведомствами, СМИ и общественностью.

С начала реализации Программы уровень управления проектами постоянно совершенствуется. С 2003 г. данный процесс поставлен на системную основу. Основное внимание уделяется качеству результатов проектов.

В основу совершенствования управления проектами положена система менеджмента качества (СМК) Департамента корпоративного управления и новой экономики в части реализации ФЦП "Электронная Россия (2002–2010 гг.)" в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Летом 2004 г. планируется сертификация СМК.

Стандарт на системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9000-2001 (идентичный международному стандарту ISO 9001:2000) предполагает соблюдение следующих основополагающих принципов:

- Ориентация на потребителя;

- Лидерство руководства;

- Вовлечение работников;

- Процессный подход;

- Системный подход к менеджменту;

- Постоянное улучшение деятельности;

- Принятие решений, основанное на фактах;

- Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Все направления совершенствования управления Программой основываются на этих принципах и обеспечивают их выполнение.

В 2003 г. был проведен анализ деятельности Минэкономразвития России в рамках реализации Программы, построена модель "как должно быть" и разработана методология управления проектами.

С 2004 г. управление проектами будет осуществляться с применением методологий PMI (Project Management Institute, США) и IPMA -СОВНЕТ (International Project Management Association; СОВНЕТ – российская организация в составе IPMA), что соответствует высокому мировому уровню. В настоящее время осуществляется внедрение данной методики, нацеленной на повышение эффективности управления предметной областью проекта, временем, стоимостью, качеством, изменениями, рисками.

Кроме того, в 2003 г. была разработана информационная система управления проектами (ИСУП), поддерживающая разработанную методологию. В настоящее время осуществляется ее внедрение в Департаменте корпоративного управления и новой экономики.

В рамках внедрения ИСУП и реализации процессов взаимодействия с исполнителями в соответствии с ГОСТ Р ИСО 900-2001 подготовлены методические рекомендации для организаций-исполнителей, содержащие требования по взаимодействию с государственным заказчиком, регламенты работы с ИСУП.

Большое внимание при совершенствовании управления ФЦП "Электронная Россия (2002 – 2010 гг.)" уделяется повышению квалификации сотрудников – проводится обучение общей методологии управления проектами, методологии управления проектами в рамках ФПЦ, работе с ИСУП, MS Project и др.

В рамках обеспечения открытости и прозрачности программы создан сайт, на котором представлена информация о проектах, их результатах, организациях-исполнителях. В разделе "Черный список" данного сайта будут представлены (с указанием причины занесения) организации, нарушающие условия государственных контрактов.

Сайт размещен по адресу www.er.economy.gov.ru и в дальнейшем будет интегрирован в новый портал Министерства с автоматическим размещением информации из ИСУП.

Тесная интеграция применяемых подходов и технологий обеспечивается реализацией основополагающих принципов управления качеством в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2001 в нормативной документации, применяемой методике управления проектами и поддерживающих процессы управления и взаимодействия информационно-коммуникационных технологиях.

Таким образом, постоянное совершенствование системы управления Программой в Минэкономразвития России позволяет обеспечить высокий уровень качества результатов ФЦП "Электронная Россия (2002–2010 гг.)".

При этом нормативные документы, методика, ИСУП после усовершенствования при внедрении могут быть использованы как основа для совершенствования управления при реализации различных программ другими федеральными и региональными органами власти.

Актуально
Уважаемые посетители!

Открыта мобильная версия интернет-портала "Электронная Россия". Узнать последние новости вы можете набрав в браузере мобильного телефона www.e-rus.mobi


Приглашаем вас принять участие в развитии портала «Электронная Россия», ответив на ряд вопросов.


На портале ФЦП «Электронная Россия» открыты RSS-каналы.
 
Мониторинг СМИ
Россия ожидает значительного роста спроса на современное телекоммуникационное оборудование в ближайшие годы

10 октября 2007

Международный Форум "InterCom – 2007: Телекоммуникации. Связь. Высокие технологии" пройдет 6 декабря в Санкт-Петербурге. /CellNews/

10 октября 2007

Господдержка информтехнологий позволит в 2010 г. увеличить почти в три раза объем российского производства в этой сфере

10 октября 2007

Подписка

Анонсы
События
Лента новостей
ИТ-парки
Имя:
e-mail:

 
Госзаказчики

Министерство информационных технологий и связи РФ – госкоординатор

Министерство экономического развития и торговли РФ

Федеральное агентство по информационным технологиям

Федеральное агентство по образованию

Федеральное агентство по науке и инновациям

Федеральное агентство по промышленности

Федеральное космическое агентство

 Федеральная служба охраны

  Карта сайта • О портале •  Все права защищены