Программа
Узнайте больше о федеральной программе "Электронная Россия" ...
 
Ход программы
Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы
 
Конкурсы
Утвержден план-график размещения заказов ...
ОДНОЙ СТРОКОЙ:   Правительство Москвы утвердило концепцию реализации проекта "Электронный округ" в рамках городской целевой программы "Электронная Москва"     НОРБИТ начал комплексную автоматизацию управления государственными закупками Алтайского края, стоимость проекта – 1,9 млн. руб.     Компания DEPO Computers поставила компьютерную технику для управления делами администрации Ямало-Ненецкого автономного округа на сумму 5 млн. руб.    ООО "Норильск-Телеком" реализовал пилотный проект по автоматизации сбора информации с объектов ЖКХ г. Красноярска     ИТ-компания "Систематика" выиграла тендер на развитие системы управления и мониторинга инфраструктуры электронного казначейства финансового управления г. Санкт-Петербурга     В рамках национального проекта "Образование" к Интернету подключены более 95% запланированных образовательных учреждений     "Норбит" заключил контракт на разработку оффлайн-приложения для автоматизированной информационной системы департамента государственного заказа Тверской области    Каждая российская семья к 2010 г. может получить возможность принимать социальный пакет телепрограмм на территории всей страны с высоким качеством - Л. Рейман     Граждане России к 2010 г. смогут получать через сеть Интернет основные социальные государственные услуги - Л. Рейман     ЗАО "Электро-Ком" завершила подключение к платежной системе e-port     РегионКом" выиграл конкурс на поставку аппаратно-программного комплекса для системы "Мониторинг национальных проектов" в Пензенской области, стоимость проекта – 1,2 млн. руб.     "ЦентрТелеком" и "РТКомм.РУ" завершили подключение школ к Инетрнету в 10 областях Центрального федерального округа в рамках нацпроекта "Образование"     Мининформсвязи планирует к 2010 г. увеличение почти в 2 раза до 30 единиц количества персональных компьютеров на 100 человек     Департамент информации правительства Ленинградской области и компания "Яндекс" заключили соглашение об информационном сотрудничестве     Правительство РФ одобрило концепцию формирования "Электронного правительства" до 2010 г.  
о портале
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ - РЕГИОНАМ
на главную портала
в избранное
карта портала
помощь
ПОИСК
 •  Расширенный поиск
Новости
E-Russia
Ход программы
Пресс-центр
Министерство
Вопрос-ответ
В данном разделе Вы можете задать вопросы руководителям федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002–2010 гг.)" относительно ее целей, задач и перспектив реализации на федеральном, региональном или на местном уровнях.
Голосование
Какие направления ФЦП «Электронная Россия» вам известны?
Электронное правительство
Электронный документооборот
Информатизация учебных заведений
Дистанционное образование
Телемедицина

Текущие результаты
Другие проводимые голосования
Форумы
Форум ФЦП Электронная Россия

Форум Информатизация федеральных органов власти

Форум Информатизация регионов
Поделись опытом
Если Вы имеете опыт информатизации бизнес-процессов в предприятиях и госструктурах, то заполните предлагаемую форму. Ваш опыт очень важен для нас.
Ссылки

Федеральные целевые программы

Министерство образования и науки РФ

Высшая школа экономики

НТЦ ИРМ

Журнал «Сети и системы связи»





Новости
Аналитические материалы »

 В разделе » 

Изучение информированности и отношения населения к проектам и мероприятиям федеральной целевой программы "Электронная Россия".

В этом материале приведены результаты анализа данных, полученных в результате опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по репрезентативной выборке взрослого населения России. Опрос проводился в период с 26 ноября по 02 декабря 2003 г. В нем приняли участие 1600 человек.

Методология исследования

Выборка исследования составила 1600 человек. Она строилась по многоступенчатой стратификационной схеме:

1. Первая ступень: отбор городских населенных пунктов и сельских административных районов.

1.1 Предварительная стратификация

На первой ступени выборки в качестве первичных единиц отбора (ПЕО) выступали городские населенные пункты и сельские административные районы. Было выделено 5 "типов" ПЕО:

города с численностью более 1 млн. человек

города с численностью от 500 тыс. до 1 млн. человек

города с численностью от 100 тыс. до 500 тыс. человек

города и поселки городского типа с численностью от 10 тыс. до 100 тыс. человек

сельские административные районы, включающие в себя поселки городского типа с численностью менее 10 тыс. человек и сельские населенные пункты.

Для каждой страты было подсчитано число постоянно проживающих взрослых жителей и доля этой страты во взрослом населении России.


1.2 Отбор населенных пунктов

Следующим шагом в проектировании выборки первоначальный объем (1600 респондентов) был распределен между всеми стратами пропорционально численности взрослого населения каждой страты. Число ПЕО, которое нужно отобрать в каждой страте определялось исходя из ограничения на среднее число респондентов в одном населенном пункте (10–15 респондентов).

Таким образом на первой ступени выборки в каждой страте были отобраны от 1 до 8 первичных выборочных единиц в зависимости от числа респондентов, пришедшегося на страту. Количество анкет, приходящееся на страту делится поровну между отобранными точками опроса. Отбор ПЕО (городских населенных пунктов и сельских административных районов) осуществлялся случайным методом с вероятностью, пропорциональной размеру.

Данная процедура не применялась в страте "города с населением свыше 1 млн. человек т.к. все они (10 городов) включены в выборку как самостоятельные статистические объекты. Всего в выборку включено 100 ПЕО в том числе:

10 городов с населением более 1 млн. человек;

11 городов с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек;

21 город с населением от 100 до 500 тыс. человек;

24 города с населением от 10 до 100 тыс. человек;

34 городских и сельских населенных пунктов (сел, деревень и поселков городского типа с численностью населения менее 10 тыс.).

2. Вторая ступень: отбор точек опроса. В городских населенных пунктах производится простой случайный отбор точек опроса. Число точек опроса определялось исходя из ограничения на среднее число респондентов в одной точке опроса (7–12 респондентов). Таким образом, на второй ступени выборки в каждой ПЕО были отобраны от 1 до 10 точек опроса в зависимости от числа респондентов, пришедшегося на ПЕО. Количество анкет, приходящееся на ПЕО, делится поровну между отобранными точками опроса. Всего в выборку включено 163 точки опроса.

3. Третья ступень: отбор домохозяйств. Производится с использованием случайного маршрутного метода по стандартным инструкциям, разработанным совместно специалистами по проектированию выборок и специалистами по организации полевых работ.

4. Четвертая ступень: отбор респондента в домохозяйстве. На данной ступени используются квотный метод отбора с применением поло-возрастных и поло-образовательных характеристик. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью.

Для контроля над работой интервьюеров проводился:

контроль маршрутных карт;

выборочный 10 % контроль проведенных интервью методом повторного посещения, телефонного повторного интервьюирования, а также почтовым методом;

логический контроль по файлу данных.

На этапе первичной обработки, данные исследования взвешиваются по полу, возрасту, уровню образования, федеральному округу, типу населенного пункта.

Статистическая погрешность выборки не превышает 3,4 %

Структура опрошенных (в процентах):

ПОЛ (контроль по квотам)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС

мужской

46

предприниматель, индивидуальная деятельность

3

женский

54

руководитель

2

ВОЗРАСТ (контроль по квотам)

специалист

8

18–24 года

14

работник торговли, сферы услуг

9

25–39 года

28

служащий

13

40–54 года

29

квалифицированный рабочий

12

55 лет и старше

29

неквалифицированный рабочий

7

ОБРАЗОВАНИЕ (контроль по квотам)

безработный

6

незаконченное высшее, высшее

16

учащийся

5

среднее, среднее специальное

56

пенсионер

28

ниже среднего

28

домохозяйка

6

СЕМЕЙНЫЙ ДОХОД

Низкий

19

Средне-низкий

27

Средне-высокий

20

Высокий

21

Отношение населения к развитию информационных технологий

Почти две пятых всех опрошенных (39 %) полагают очень важным как для страны, так и для себя лично сокращение отставания России от передовых стран в развитии информационных технологий, а еще треть опрошенных полагает, что это "довольно важно". Особенно актуальной данная проблема представляется прежде других респондентам с высшим образованием, высококвалифицированным специалистам, а также самой молодой возрастной группе.

Это объясняется в первую очередь тем, что именно эти слои населения в наибольшей мере компетентны и заинтересованы в данной проблематике, активно используют информационные технологии – прежде всего ПК и Интернет – в своей повседневной практике – учебе, работе, досуговом, также, хотя и в меньшей степени, в потребительском поведении. Вместе с тем и для других групп эта проблема предстает достаточно важной. Только 17 % всех опрошенных считают, что это «не слишком важно» или "совершенно не важно", причем значительную долю людей, придерживающихся самой негативной оценки в данном вопросе составляют периферийные в социальном плане группы – пожилые, низкообразованные, низкодоходные группы.

Данные настоящего опроса о приоритетных, по мнению опрошенных, направлениях развития информационных технологий можно сопоставлять с ранее полученными данными лишь отчасти, так как в настоящем опросе в вопрос были введены новые позиции, относящиеся к проблеме доступности информации о деятельности властных органов различного уровня. Вместе с тем, иерархия приоритетов в направлениях развития компьютеризации и информатизации общества, выделяемых респондентами, в основном сохранилась.

Таблица 1. Какие из следующих направлений развития информационных технологий в нашей стране кажутся Вам сейчас наиболее важными? (в % от числа ответивших)

Обеспечение компьютерами школ, вузов, медицинских учреждений

60

Увеличение числа компьютеров, находящихся в домашнем пользовании

28

Открытие общественных пунктов доступа к компьютерам и в сеть Интернет

21

Повышение компьютерной грамотности граждан программ

40

Доступность в сети Интернет информации об органах государственной власти и самоуправления

8

Возможность обратиться к органам государственной власти через сеть Интернет

13

все вышеперечисленное

10

затрудняюсь ответить

16

Для подавляющего большинства опрошенных приоритетными направлениями развития информационных технологий являются те, которые в первую очередь связаны с расширением доступа к компьютерной технике и повышением компьютерной грамотности. Так 60 % опрошенных ставят на первое место такую задачу, как обеспечение компьютерами школ, вузов, медицинских учреждений; на второе место, по данным последнего опроса, вышла проблема повышения компьютерной грамотности (40 % всех опрошенных), что, конечно, связанно с достаточно интенсивными темпами компьютеризации в России, наблюдаемыми в последние годы. Так навыками работы на ПК уже владеет около трети опрошенных (притом, что доступ к нему имеет около одной пятой), а Интернетом умеют пользоваться 17 % всех опрошенных, причем разрыв в возможности доступа к нему здесь меньше – по данным последнего опроса, 12 % опрошенных имеют доступ к Интернету.

Более одной пятой опрошенных считают наиболее важным на современном этапе увеличение числа компьютеров, находящихся в домашнем пользовании (28 %), причем как и в предыдущих оценках направлений развития информационного общества, значительно чаще других на эти направления указывают самые молодые респонденты, а также люди с высшим образованием. Такая форма расширения доступа к информационным технологиям, как открытие общественно доступных пунктов доступа к ПК и Интернету, в настоящий момент значимо для одной пятой опрошенных, что является довольно высоким показателем (среди самых молодых этот показатель самый высокий – 35 %).

Отношение населения к такому проекту ФПЭР, как обеспечение посредством Интернет-технологий доступа к информации о деятельности властных органов, возможности взаимодействия с ними посредством Интернета, оказывается менее важным для опрошенных в предложенном ряду направлений развития ИТ. Возможность обращения к органам власти посредством сети Интернет в среднем привлекает опрошенных несколько больше, чем получение в сети информации об органах государственной власти и местного самоуправления (соответственно 13 и 8 %). Здесь просматривается следующее различие: более молодые, социально активные, продвинутые в социальном плане группы, скорее ориентированы на получение информации о деятельности властей, а на возможность обращения в органы власти посредством Интернета в большей мере ориентированы респонденты старших возрастов, жители отдаленных от центра поселений, имеющие невысокий социальный и потребительский статус.

Одним из важных признаков, позволяющих оценить уровень информированности и интереса населения к проектам, реализуемым в рамках ФПРЭ, является тип поселения, где проживают опрошенные. В принципе, урбанизационный фактор является одним из определяющих для темпов и масштабов процессов компьютеризациии – в "столицах" и в крупных городах эти темпы более динамичны по сравнению с менее урбанизированными поселениями, тем более селом.

Более обеспеченные во многих отношениях, в том числе, по уровню компьютеризации, москвичи озабочены проблемой отставания России в развитии информационных технологий от передовых стран менее всех остальных жителей городов разного размера, а также села. Если в среднем "очень важным" или "довольно важным" для себя и для страны это считают 72 % опрошенных, то в Москве только 63 %; самый высокий показатель здесь у жителей крупных городов. По всей видимости, это указывает не только на достаточно благополучное положение москвичей в плане доступности современных компьютерных и информационных технологий в сравнении с другими типами поселений, но и на существование большего разрыва в нестоличных городах между готовностью и желанием воспользоваться достижениями этих технологий и реальными возможностями доступа к ним.

Именно поэтому жители нестоличных городов, особенно небольшого размера, несмотря на свою меньшую информированность о программе ФПЭР и ее проектах, высказывают довольно значительный интерес к ним и надежды на успешность их реализации, так как это, в принципе, может открыть для них пока в основном недоступные возможности использования ПК и Интернета.

Представления москвичей о приоритетных направлениях развития ИТ также несколько отличаются от мнений жителей других городов. Так, москвичи значительно реже, чем жители городов среднего и малого размера, а также села, отмечают такое социально важное направление, направленное на модернизацию сферы образования, здравоохранения и пр., как обеспечение компьютерами школ, вузов, медицинских учреждений. Примерно для трети москвичей актуальным представляется увеличение числа компьютеров, находящихся в домашнем пользовании, что указывает на более выраженную установку на семейное потребление современных достижений техники, в частности, компьютерной.

Вместе с тем, москвичи, более "искушенные" в пользовании компьютерами, значительно чаще, чем жители других городов и села считают приоритетным направлением открытие общественных пунктов доступа к сети Интернет, то есть считают актуальной проблему расширения доступа к компьютерам и Интернету. Чаще, чем жители других городов москвичи демонстрируют и интерес к общедоступной за счет применения Интернет-технологий информации о деятельности органов власти.

Вместе с тем обращает на себя внимание высокая доля москвичей, затрудняющихся дать в ответах на данный вопрос определенный ответ (23 % при средней 16 %). Судя по другим данным, о чем речь пойдет ниже, москвичам в целом присуще более индифферентное или скептическое отношение к государственным программам и проектам по компьютеризации и развитию информационных технологий. Вместе с тем, жителей столицы отличает и более автономное или самодостаточное поведение в этой сфере, меньшая зависимость от государственных программ и решений, чем это характерно для жителей периферийных и менее благополучных городов.

Приведем сравнительные данные о приоритетных направлениях развития ИТ в представлении жителей поселений различного типа и административного статуса:

Таблица 2. Какие из направлений информационных технологий в нашей стране кажутся Вам сейчас наиболее важными? (в % к опрошенным в соответствующем типе поселения)

Москва

более 500 тыс. жителей

от 100 до 500 тыс.

от 10 до 100 тыс. жителей

село

Обеспечение компьютерами школ, вузов и пр.

53

56

65

60

60

Увеличение числа домашних компьютеров

32

30

27

30

25

Открытие общественных пунктов доступа к Интернету

32

23

19

23

18

Повышение компьютерной грамотности

41

36

43

44

37

Доступ в сети к информации об органах власти

14

9

8

12

5

Возможность обратиться к власти через Интернет

14

15

10

16

12

все выше перечисленное

7

8

11

8

13

затруднились ответить

23

16

12

18

15

В различных социально-профессиональных группах наиболее активны в своих ответах о приоритетах развития информационных технологий были в первую очередь учащиеся. Они гораздо чаще других отмечали все направления, связанные собственно с процессами компьютеризации, но при этом продемонстрировали низкую заинтересованность в обеспечении посредством Интернета доступности информации о деятельности органов власти и возможности взаимодействия с ними подобным современным образом. Среди различных социально-профессиональных групп повышенный интерес к этому направлению развития ИТ проявили только предприниматели (хотя здесь следует учитывать малочисленность этой группы), а также несколько выше среднего он среди специалистов, которых в принципе отличает большая включенность в реалии социально-политической жизни страны.

Интерес к информации о государственных органах власти

Хотя данное направление программы ФПЭР и не является самым приоритетным для опрошенного населения, вместе с тем, масштабы потенциальных пользователей такого рода возможностей взаимодействия с властями довольно значительны. Так, около двух пятых всех опрошенных (41 %) "определенно" или "скорее" воспользовались бы в общественных местах доступом к сети Интернет для получения и/или обращения к органам государственной власти, причем наибольший интерес к этой возможности высказывают респонденты с высшим образованием, учащаяся молодежь, а также опрошенные более зрелых возрастов (40–54 лет).

Но все же относительное большинство (47 %) "вряд ли" или "определенно не стали" бы прибегать к такой информационной услуге, причем доминируют здесь, как и во всех остальных случаях негативного или индифферентного отношения к связанным с рассматриваемой проблематикой вопросам, пожилые, необразованные, низкоквалифицированные респонденты, живущие на периферии, имеющие низкий социальный и потребительский статус, соответственно, самый низкий доход.

Но здесь важно отметить, что для половины всех опрошенных потребность обращения к органам власти по тем или иным поводам вообще является неактуальной, независимо от того, какими возможностями для этого можно воспользоваться. Наличие такой потребности обнаруживается вместе с возрастом, а также связано с характером занятости опрошенного, его квалификацией. Иными словами, речь идет либо о менее защищенных в социальном плане слоях населения, либо о тех респондентах, для которых подобная информация и возможность взаимодействия с властными структурами связана с родом их профессиональной деятельности, деловой активности, а также с повышенной социальной и политической ангажированностью.

В ответах на более конкретно поставленный вопрос об интерес к различного рода информации, связанной с деятельностью властных органов, доля респондентов, не проявивших к этой проблематике интерес составила почти две пятых (38 %); иными словами, интерес к самой информации данного типа распространен в обществе шире, чем осознанная потребность в подобном взаимодействии. В среднем наибольший интерес опрошенные высказывают к получению информации законодательного и юридического характера (22 %), а также более конкретной информации о перспективных планах развития страны, города или области, где проживают респонденты (19 %). Примерно на таком же уровне респонденты высказывали интерес к вопросам текущей деятельности органов власти (18 %); информация прочего характера интересует в среднем не более одной десятой всех опрошенных.

Отметим, что по всем упомянутым позициям интерес к соответствующему типу информации значительно выше у респондентов с высшим образованием, относительно высоким социальным и потребительским статусом; вместе с тем в возрастном разрезе больший интерес к информации о власти характерен для представителей зрелых возрастов. Последнее обстоятельство связано, по всей видимости, с двумя факторами. Во-первых, чем старше респонденты, тем выше среди них доля тех, кто менее адаптирован к социальной и экономической реальности наших дней. Вместе с тем, именно возрастная группа 40–54 лет обычно демонстрирует повышенную ангажированность проблематикой социально-политического плана, чем бы она ни была мотивирована.

Рассмотрим теперь, как различается интерес к анализируемой здесь проблематике значимости для населения открытого доступа к информации о деятельности власти, обеспечиваемого новыми ИТ, у жителей столицы и других типов поселения.

Таблица 3. Насколько важным для страны и для себя лично Вы считаете возможность открытого доступа к информации о работе органов власти и законодательстве? (сравнение суммы позитивных и негативных ответов)

Москва

более 500 тыс. жителей

от 100 до 500 тыс.

от 10 до 100 тыс. жителей

село

очень важно/довольно важно

52

63

66

57

59

не слишком важно/ совершенно не важно

36

24

28

27

26

затруднились ответить

12

12

6

16

15

Примечательно, что среди москвичей одна из самых высоких показателей отсутствия потребности в получении информации, связанной с деятельностью власти (39 %, выше этот показатель только у жителей села – 46 %). Если говорить об интересе к информации разного типа и содержания, то наиболее явно москвичи выделяются интересом к получению контактной информации (27 % при средней 16 %), интересом к более специализированной информации – "статистической информации" (17 %, в среднем 8 %), а также к "информационным базам и подборкам материалов по отдельным темам" (17 %, в среднем 11 %).

Наиболее разнообразны и количественно выражены интересы к разного рода информации, относящейся к деятельности органов власти, среди жителей крупных городов, возможности использования компьютерной техники в которых, можно сказать, постепенно догоняют столичный уровень. Для жителей городов среднего и малого размера на первом плане к информации, связанной с изменениями в законодательстве, а также сведения о перспективных планах города, района и пр., где они проживают – то есть то, что может непосредственно отразиться на их повседневной жизни.

Среди различных социально-профессиональных групп возможность получения посредством Интернета свободного доступа к информации о деятельности властей, а также взаимодействия с ними, что представляет собой важнейшую составляющую общегражданского права на свободный доступ к информации, является наиболее значимой опять-таки для высоко квалифицированных и высокостатусных групп – специалистов, предпринимателей, руководителей, но также и для занятых в сфере торговли и услуг (то есть тех, кто непосредственно сталкивается с новой экономической рыночной реальностью). Напротив, группы, представляющие противоположный полюс – наименее обеспеченные респонденты, опрошенные с невысоким социальным статусом (пенсионеры, неквалифицированные рабочие, безработные), проявляют к данной проблеме меньший интерес.

То же можно отнести и к группе учащихся, для которых проблематика взаимодействия с властью, информации о ней предстает также не слишком актуальной. Хотя показатели интереса к данным вопросам у учащихся находится приблизительно на уровне средних показателей; кроме того в этой группе зафиксирован относительно высокий интерес к такому типу информации, как “информационные базы и подборки материалов на разные темы (31 % данной группы при средней 11 %), что, в частности, указывает на довольно на технологически более продвинутый тип работы с информацией.

Вместе с тем именно группа учащихся показала высокую степень готовности использования общедоступных пунктов сети Интернет для получения информации подобного рода (53 % учащихся «определенно» или «скорее» воспользовались бы такой возможностью при среднем показателе 41 %). Выше уровень этой готовности только среди специалистов и предпринимателей (соответственно, 58 и 56 %, а также, по-видимому среди руководителей, хотя они – как и предприниматели – представлены в выборке незначительно, так что можно скорее говорить о тенденции в данных группах)

Несмотря на то, что в целом заинтересованность в получении информации о работе органов власти характерна только примерно для половины всех опрошенных, подавляющее большинство – 60 % считают важным («очень важным» или «довольно важным») наличие самой возможности открытого доступа к подобной информации, что свидетельствует о достаточно высокой значимости для населения в целом проблематики взаимодействия общества и власти, а также ценности свободы доступа к информации.

Информированность о программе ФПЭР

По данным последней волны опроса российского населения, доля респондентов, так или иначе информированных о существовании и работе ФПЭР осталась в сравнении с предыдущими данными примерно на том же уровне – таких в настоящем опросе одна пятая респондентов (20 %). Хорошо знают о программе в два раза чаще среднего респонденты с высшим образованием и несколько реже, но также чаще других – молодые опрошенные социально активного возраста (соответственно 8 и 7 %). Эти же группы, особенно респонденты с высшим образованием, чаще других знают о том, что данная программа курируется Министерством связи.

Хотя среди москвичей выше доля тех, кто хорошо осведомлен о программе, общее число людей, хотя бы что-то знающих о ней выше в крупных городах (соответственно 22 и 27 %).

Таблица 4. Вопрос: Знаете ли вы о федеральной целевой программе "Электронная Россия"?"

да, хорошо знаю об этой программе

4

что-то слышал, но не помню, что

15

нет, ничего не слышал о ней

77

затрудняюсь ответить

3

Таблица 5. Вопрос: Знаете ли вы о том, что координатором программы "Электронная Россия" является Минсвязи России? (для тех, кто знает о программе "Электронная Россия")

Да

32

Нет

68

Информированность населения об отдельных проектах ФПЭР

Доля респондентов, хорошо информированных о тех или иных проектах ФПЭР, колеблется в отдельных случаях от 3 до 7 %. Если же учитывать и тех респондентов, кто хотя бы что-то слышал о том или ином проекте ФПЭР, то тогда доля информированных будет достигать от примерно четверти до трети всех опрошенных.

Таблица 6. Известность проектов

хорошо знаю/что-то слышал

ничего не слышал

"Электронная школа"

32

67

"Телемедицина"

25

74

Коллективный доступ в Интернет на базе почт, школ и библиотек

27

73

Система информационной безопасности

22

78

Система защиты от вирусов и "спама"

25

74

Наибольшее число респондентов слышали о проекте "Электронная школа" (32 %), причем особенно здесь выделяются в плане информированности молодые (42 %) и респонденты с высшим образованием (44 %).

Уровень информированности о проекте "Телемедицина" и о проекте создания сети пунктов коллективного доступа в сеть Интернет находятся примерно на одном уровне (26–27 %) – в обоих случаях своими показателями информированности особенно выделяются респонденты с высшим образованием (41 % данной группы в обоих случаях).

О проекте разработки системы защиты сети Интернет от вирусов и так называемого спама в той или иной мере знают или слышали 25 % опрошенных. Понятно, что доля знающих об этой конкретной и актуальной проблеме функционирования Интернета выше в тех слоях и кругах общества, которые сталкиваются с ней в своей повседневной практике работы на компьютере и в Интернете.

Наименее известным для респондентов является проект создания системы информационной безопасности, позволяющей исключить неконтролируемое использование в Интернете информации, охраняемой государством, а также персональной информации. Понятно, что особенно в данном случае актуальность подобных проблем и их значимость зависит от степени включенности респондента в мир компьютерных технологий, в особенности – Интернет-технологий, показатель которой хотя и имеет позитивную динамику, однако пока еще не слишком высок.

В рамках опроса респондентам задавался вопрос о том, насколько для них лично важна проблема безопасности личной информации и информации государственной важности. В среднем, доля опрошенных, для которых эта проблема представляется определенно важной составила одну пятую всех опрошенных (несколько выше этот показатель среди респондентов с высшим образованием, высоким социальным статусом, квалификацией, высоким доходом); для еще 29 % эта проблема представляется скорее важной. При каждом десятом затруднившемся дать здесь определенный ответ, более двух пятых опрошенных (41 %) отвечали, что данная проблема скорее или определенно их не беспокоит.

Давая оценки эффективности реализации названных проектов, респонденты проявляли известную сдержанность, что, разумеется, связано, с недостаточным пока уровнем информированности о проектах и непосредственно полученных знаний о них, опыта использования открываемых данными проектами возможностей.

Наиболее высоко оцениваются респондентами перспективы реализации проекта "Электронная школа", что во многом объясняется тем, что проблема получения качественного современного образования является в настоящее время в обществе довольно острой и актуальной. Так, 21 % опрошенных полагает, что данный проект сможет в значительной степени улучшить качество образования, а еще 45 % – что "в некоторой степени".

В целом довольно высоко респонденты оценивают и социальный эффект реализации проекта создания пунктов коллективного доступа к Интернету, как средства решения проблемы неравенства в доступе к информации (позитивную оценку дали в сумме 59 % опрошенных). Наиболее скептично респондентами оценивается проект "Телемедицина" – так 40 % опрошенных полагают, что этот проект не сможет улучшить качество медицинского обслуживания (это самый высокий показатель негативной оценки проектов). Разумеется, здесь очень значительную роль играют такие факторы, как масштабы доступа населения к средствам, позволяющим воспользоваться результатами работы данного проекта.

Оценивая роль программы "Электронная Россия" в социально-экономическом развитии страны на ближайшие пару лет, только примерно каждый десятый полагает, что она будет играть очень важную роль, а более трети респондентов дают более сдержанную оценку – "довольно важную" – 35 % всех опрошенных.

Наиболее оптимистичный прогноз здесь дают самые молодые (18 % – очень важную и 39 % – довольно важную); они же, а также респонденты с высшим образованием, высоким социальным и потребительским статусом чаще среднего видят в обозримом будущем явную или определенную пользу от реализации программы лично для себя (среди самых молодых этот показатель самый высокий – 50 %), тогда как в среднем по всем опрошенным пользу от реализации программы для себя лично усматривают чуть более одной пятой всех опрошенных (27 %).

Таблица 7. Вопрос: Видите ли вы лично для себя уже сейчас или в обозримом будущем выгоду/пользу от программы "Электронная Россия"? (от всех опрошенных)

да, вижу явную пользу

7

скорее да

21

скорее нет

23

мне эта программа ничего не даст

28

затрудняюсь ответить

21

Оценивая усилия органов власти по реализации программы "Электронная Россия" относительное большинство (47 %) затрудняется дать определенный ответ, что, разумеется, связано, с недостаточной информированностью населения о ФПЭР, ходе ее реализации, да и отсутствием опыта и навыков работы с информационными технологиями.

Вместе с тем относительное большинство всех опрошенных полагают, что органы власти страны предпринимают явно недостаточные усилия в плане создания так называемого "Электронного общества" (32 % в среднем); наиболее критичны здесь опрошенные с высшим образованием (41 %), а также самые молодые респонденты (39 %); выше среднего этот показатель, соответственно, и среди учащихся, а также специалистов.

В той или иной мере позитивную оценку усилиям властей дает меньшинство опрошенных (в сумме 20 %), причем несколько выше она у более старших возрастных групп, среди менее образованных респондентов, менее обеспеченных материально, живущих на периферии – то есть в группах, которые чаще демонстрируют лояльность по отношению к нынешним властям.

Довольно неожиданно, что в различных типах поселения чаще всего затруднялись дать определенную оценку деятельности органов власти в этом направлении москвичи – 57 % опрошенных в данной группе. На наш взгляд, это подтверждает, соображение о меньшей значимости для жителей столицы вопросов такого характера, достаточно индифферентное отношение к инициативам, исходящим "сверху".

Наиболее же критичны в этих оценках были жители городов меньшего размера (хотя они же чаще среднего оценивали эти усилия относительно позитивно), для которых, помимо традиционно более явной выраженной зависимости от властей, упования на исходящие от них позитивные перемены, государственные программы, подобные ФПЭР, по-видимому имеют более реальное значение, что связано с меньшими возможностями и более скудными ресурсами жителей нецентральных и периферийных городов. Отсюда и более дифференцированное отношение опрошенных средних и малых городов к усилиям властей по расширению доступа к современным компьютерным и информационным технологиям.

Сходная тенденция просматривается и в оценках роли ФПЭР в ближайшем будущем. В общих оценках роли программы "Электронная Россия" в социально-экономическом развитии страны в ближайшие годы, наиболее индифферентны оказались москвичи – 38 % считают, что эта роль будет "очень" или "довольно важной", а 41 % опрошенных москвичей затруднились дать определенный ответ. Во всех других типах поселений оценка этой роли выше в среднем на 8 процентных пунктов, а доля затруднившихся значительно ниже, чем в Москве.

Вместе с тем уровень позитивных оценок непосредственной пользы в обозримом будущем от реализации программы для себя лично у жителей столицы, крупных и средних городов оказываются идентичны – 28–29 %, тогда как жители малых городов надеются на это еще сильнее (33 %), а жители села, напротив, наиболее пессимистичны в своих оценках (24 %). При этом, с одной стороны, в Москве, а с другой – на селе значительная часть опрошенных (по 27 %) затруднились дать определенный ответ. Объясняется это, все же различными причинами; в первом случае, как представляется, более скептичным или индифферентным отношением к затронутой теме, на селе – скорее, в связи с большей удаленностью, в том числе, социальной, от проблем, обсуждаемых и решаемых из "центра".

Москвичи в основном несколько лучше, или так же как остальные жители различных типов поселений информированы о различных проектах, реализуемых в рамках ФПЭР (особенно это относится к такой проблеме, как система мер по защите сети Интернет от вирусов и так называемого "спама", то есть проблем, с которыми повседневно сталкиваются пользователи Интернета). Однако оценки эффективности этих программ среди москвичей значительно более сдержаны и, скорее, критичны. Приведем ответы респондентов, проживающих в разных типах поселения об их отношении к соответствующим проектам.

Таблица 8. Вопрос: Может ли проект "Электронная школа" улучшить качество образования?

Москва

более 500 тыс. жителей

от 100 до 500 тыс.

от 10 до 100 тыс. жителей

село

да, в значительной степени

11

24

24

19

22

да, в некоторой степени

40

43

49

47

43

нет, не может обеспечить

39

28

24

27

27

затрудняюсь ответить

11

6

3

7

9

Таблица 9. Вопрос: Может ли проект "Телемедицина" улучшить качество медицинского обслуживания?

Москва

более 500 тыс. жителей

от 100 до 500 тыс.

от 10 до 100 тыс. жителей

Село

да, в значительной степени

6

17

16

14

14

да, в некоторой степени

33

34

40

46

36

нет, не может обеспечить

48

44

41

33

40

затрудняюсь ответить

14

6

3

7

10

Таблица 10. Вопрос: Могут ли пункты коллективного доступа в Интернет решить проблему неравенства в доступе к информации?

Москва

более 500 тыс. жителей

от 100 до 500 тыс.

от 10 до 100 тыс. жителей

село

да, в значительной степени

10

14

24

20

16

да, в некоторой степени

38

43

45

43

37

нет, не может обеспечить

38

38

28

30

37

затрудняюсь ответить

14

6

3

8

10

Как видно из приведенных данных, наибольшие надежды связывают с реализацией данных проектов жители нестоличных городов, в особенности – средних и малых. Парадоксальное сближение оценок жителей Москвы и села, которое мы отмечаем в ряде случае, объясняется, конечно, разными причинами и мотивировками таких ответов, о чем мы уже говорили выше.

Готовность населения пользоваться проектами ФПЭР

Как показывают результаты опроса, только незначительная часть респондентов хорошо осведомлена о различных проектах, реализуемых в рамках ФПЭР (от 4 до 7 % всех опрошенных); примерно от одной пятой до четверти утверждают, что они что-то слышали о соответствующем проекте. Таким образом, значительная часть респондентов не обладают достаточными сведениями и представлениями об обсуждаемых проектах ФПЭР, чтобы давать достаточно определенные и более или менее обоснованные оценки того или иного проекта. Так что в определенной мере мы имеем дело не столько с реальными оценками проектов, сколько с суждениями об их значимости для респондента, о его заинтересованности в той или иной сфере развития ИТ и потенциальной готовности использовать открываемые новыми технологиями возможности решения тех или иных проблем.

Наиболее показательными здесь являются ответы респондентов на вопрос, сформулированный в наиболее общей форме – о готовности использовать компьютер и Интернет для получения информации и приобретения товаров и услуг (последнее пока еще распространено не слишком значительно даже среди пользователей сети Интернет). Определенную готовность здесь высказало 15 % от всех опрошенных, относительную готовность (вариант ответа "скорее да") еще 19 %, что в сумме (34 %) примерно соответствует доле людей, в той или иной мере владеющих навыками работы на компьютере. Выше среднего эта готовность высказывается опять-таки молодыми респондентами, а также опрошенными с высшим образованием.

Если сопоставить ответы различных возрастных групп, относящиеся к практике пользования ПК и сетью Интернет, можно сказать, что возрастная граница имеющих хотя бы какой-то опыт использования компьютерных технологий, соответственно, и интерес к их развитию, на что и нацелены проекты ФПЭР, приходится на группу 40-летних.

Для самых молодых одним из основных факторов, влияющим на этот интерес, будет, наряду с общим повышенным в сравнении с остальными, интересом к технике, инновационным технологиям (в том числе – компьютерным) будет установка на получение современного образования и специальностей с использованием новых информационных возможностей, что в свою очередь открывает дорогу к более престижным и высокооплачиваемым рабочим местам.

В группах постарше, представляющих социально активные возраста, этот интерес и установки будут в большей мере определятся родом актуальной деятельности, характером деловой и профессиональной активности. Так, готовность использовать ПК и Интернет для выхода в программы дистанционного обучения и повышения уровня образования, которые должна обеспечить реализация одного из проектов ФПЭР, максимально выражена в группе самых молодых (18–24 года) – 29 % этой группы определенно готовы воспользоваться такими возможностями, а еще 34 % скорее готовы.

Значительно ниже (но все же выше среднего) этот показатель в группе респондентов с высшим образованием и среди специалистов (сумма позитивных ответов здесь составила 49 %), а также в возрастной группе 25–39 лет (43 %). В целом, готовность респондентов использовать ПК для получения образования или повышения его уровня, ненамного превышает средний показатель готовности воспользоваться возможностями, предоставляемыми проектом "Телемедицина" (в среднем, соответственно 31 и 28 %). Выше среднего этот показатель также у молодых респондентов (37 %) и у опрошенных с высшим образованием (37 %).

Иными словами, здесь решающим оказывается интерес к новым возможностям использования уже известных респонденту технологий; для более старших групп, для которых данная проблема по определению должна иметь большее значение, предлагаемый способ получения медицинских услуг предстает тем дальше от них и тем менее актуальным и реальным, чем дальше они сами находятся от мира компьютерных технологий.

В целом, как уже отмечалось, относительная информированность респондентов о поектах ФПЭР колеблется от примерно одной пятой до одной трети опрошенных. Наибольшую "известность" проекта "Электронная школа" (хотя здесь, как и в случае проекта "Телемедицина", и отчасти, других проектов, точнее было бы говорить о приблизительном представлении опрошенных о их содержании и возможностях, основанном среди прочего на знаниях о том, какие возможности в принципе дает использование Интернета) можно объяснить во многом тем, что для значительной части населения использование возможностей Интернета связывается и с проблемами обучения и получения информации, необходимой в процессе получения образования.

Приведем сводные сравнительные данные по уровню готовности использования посредством компьютерных технологий получения того или иного рода информации или услуг.

Таблица 11. Вопрос: Готовы ли Вы использовать следующие возможности Интернета?

определенно/ скорее да

скорее/

определенно нет

затрудняюсь ответить

коллективный доступ к сети Интернет для получения информации и взаимодействия с органами власти

41

46

13

получение интересующей Вас информации, приобретения товаров и услуг

34

62

4

выход в программы дистанционного обучения и получения/повышения образования

31

64

5

получение квалифицированных медицинских консультаций

28

66

6

Использование возможностей общественных пунктов доступа в Интернет привлекает наибольшее число респондентов, так как это в первую очередь означает расширение возможностей доступа к сети Интернет, закрытых для большинства населения, включая тех людей, кто уже обладает определенными навыками работы на компьютере и в сети. Эта возможность почти в равной мере привлекает все возрастные группы, за исключением пожилых; особенно значимым здесь оказывается наличие высшего образования (в этой группе 55 % воспользовались бы такой возможностью).

Выше среднего доля готовых использовать эти возможности и среди учащейся молодежи (для которой, как мы уже говорили, характерна диспропорция между имеющимися навыками работы на ПК и в Интернете и возможностями доступа к ним). На уровне средних показателей готовность использовать общественные пункты доступа в Интернет среди служащих, квалифицированных рабочих, тогда как в низкостатусных группах – среди пенсионеров, неквалифицированных рабочих – она выражена ниже среднего (26–28 %). В случае возможности использования ПК для получения информации и приобретения товаров и услуг, а также для получения или повышения уровня образования явное влияние на степень готовности воспользоваться этими возможностями оказывает возраст и образование, профессиональный и служебный статус – чем старше респондент, тем ниже эта готовность, чем он образованнее и квалифицированее, чем выше его социально-профессиональный статус, тем эта готовность выше.

Фактор места проживания респондента оказывает выраженное влияние только на общую готовность использования ПК и Интернета для получения информации и приобретения товаров и услуг – чем меньше тип поселения, тем ниже эта готовность, что, в принципе, отражает реальную картину характера компьютеризации страны, в которой урбанизационный фактор является одним из важнейших. В случае проекта "Телемедицина" различия между возрастными группами менее явные. Хотя среди самых пожилых только 14 % выражают готовность воспользоваться такими возможностями (что понятно, поскольку эта группа, как и респонденты с образованием ниже среднего практически полностью “выпадают” из новой реальности, связанной с компьютерными технологиями), различия между остальными возрастными группами не столь значительны – среди самых молодых таких 37 %, в группе 25–39-летних – 34 %, а в группе 45–54-летних – 32 %.

Это отражает, с одной стороны, более универсальное значение медицины и лечения для опрошенных, с другой значимость для них проблемы повышения качества медицинского обслуживания. Даже в группе со «средне низким» доходом уровень готовности воспользоваться такой возможностью зафиксирован на уровне среднего показателя.

Отношение к ФПЭР и пользование ПК и сетью Интернет

В общем распределении ответов по основным социально-демографическим группам особенно выделялись уровнем своей информированности и интересом к проектам ФПЭР респонденты молодых возрастов, а также опрошенные с высшим образованием. Это понятно, поскольку именно эти группы в большинстве своем владеют навыками работы на компьютере и в сети Интернет. Приведем сравнение о наличии таких навыков в группах по возрасту и по уровню образования.

Таблица 12.

18–24 года

25–39 лет

40–54 года

55 лет и старше

высшее

среднее, сред.спец.

ниже среднего

Умеете ли Вы пользоваться компьютером?

Да

69

46

30

7

67

36

8

Нет

31

53

69

90

32

64

89

не знаю, что это

1

1

1

3

1

0.5

4

Умеете ли Вы пользоваться Интернетом?

Да

40

27

11

4

40

18

3

Нет

59

72

88

88

59

81

88

не знаю, что это

1

1

1

9

1

1

9

Как показывают данные настоящего опроса, а также других опросов, посвященных изучению масштабов и характера пользования ПК и Интрнетом, по сравнению с другими группами, владение навыками работы на ПК и в сети Интернет у самых молодых распространены значительно шире, чем масштабы доступа к этим компьютерным средствам. Так, если разница между долей умеющих работать на ПК и долей имеющих доступом к нему в группе 18–24-летних составляет 26 %, то в следующей возрастной группе 25–39-летних она составляет уже только 11 %, а в группе с высшим образованием – 9 %. Иными словами, повышенный интерес молодежи к затронутой опросом проблематике использования и обеспечения доступности ИТ в рамках проектов ФПЭР, объясняется среди прочего и диспропорцией имеющегося «спроса» на ПК т Интернет и наличных возможностей их использования.

Понятно, что респонденты, владеющие навыками работы на ПК, а тем более в сети Интернет, демонстрируют в своих ответах наибольшую информированность о затрагиваемых вопросах и интерес к ним. Приведем только некоторые наиболее показательные данные по подгруппе респондентов, умеющим пользоваться Интернетом. Так о ФПЭР в той или иной степени знает более трети этой группы, а примерно каждый десятый осведомлен о ней хорошо (в среднем 4 %).

Почти в три раза выше среднего в группе Интернет-пользователей доля знающих о проекте "Электронная школа" – хорошо знают о нем 18 % и 39 % "что-то слышали" о нем (в среднем 7 и 25 %); также хорошо пользователи Интернета знают и о проекте создания общественных пунктов доступа к Интернету (19 % знают об этом хорошо, а еще 35 % хотя бы приблизительно). Несколько реже, но также почти в три раза чаще среднего среди пользователей Интернетом встречаются респонденты, хорошо знающие о проекте "Телемедицина" (11 % при средней 4 %).

Более определенно, чем другие группы, пользователи Интернета высказываются о возможном "социальном эффекте" данных проектов. Так, 30 % данной группы полагает, что проект "Электронная школа" сможет улучшить качество образования (в среднем – 21 %); 29 % считают, что пункты коллективного доступа к Интернету помогут решить проблему неравенства в доступе к информации (в среднем так думает 18 %). Около одной пятой пользователей Интернета (21 %) думают, что реализация проекта "Телемедицина" позволит улучшить качество медицинского обслуживания.

Пользователи сети Интернет значительно выше среднего оценивают роль программы "Электронная Россия" уже в ближайшем будущем – 59 % это группы полагают, что она будет "очень" или "довольно важная" (в среднем 46 %); при этом для себя лично выгоду от реализации данной программы респонденты, пользующиеся Интернетом, оценивают в сравнении с опрошенными в целом особенно высоко – 19 % считает, что она принесет им явную пользу (в среднем 7 %), а еще 34 % дают более сдержанную позитивную оценку ("скорее принесет", в среднем – 21 %).

Уровень готовности воспользоваться возможностями новых проектов у Интернет-пользователей значительно превышает показатели готовности использования новых возможностей, открываемых реализацией проектов ФПЭР, даже у социально-демографических групп, наиболее продвинутых в плане использования компьютерных и информационных технологий (молодежь, учащиеся, респонденты с высшим образованием, высокостатусные и высокодоходные группы и пр.).

Так программами дистанционного обучения так или иначе готовы воспользоваться 73 % данной группы (в среднем 31 %); получать медицинские консультации через Интернет выражают более или менее определенную готовность 48 % данной группы (в среднем таких 28 %). Понятно, что большинство данной группы (50 %) уверено в том, что Интернет будет занимать через 5–6 лет ведущее положение среди других источников информации (в среднем так думает 25 % опрошенных).

Значительное отличие уровня показателей в данной группе от средних значений и от показателей других продвинутых групп, объясняется не только тем, что мы имеем дело с той частью населения, которая уже включена в мир новых технологий и открыта новациям в нем. В группе Интернет-пользователей пропорционально выше в сравнении со средними показателями по выборке представлены группы молодых, учащихся, образованных жителей крупных городов, которые в силу своих социальных, статусных и социокультурных характеристик в наибольшей степени открыты современности, инновационным процессам, в том числе в сфере информационных и компьютерных технологий.

В заключение отметим, что уже сегодня четверть опрошенных полагают, что через 5–6 лет Интернет будет играть по сравнению с другими источниками получения информации ведущую роль. Почти половина (45 %) дает здесь более взвешенную, но также позитивную оценку "довольно значительную". Понятно, что в группах, уже включенных в мир компьютеров и Интернета, эти оценки еще выше. Среди самых молодых респондентов, а также опрошенных с высшим образованием доля позитивных ответов на этот вопрос достигает максимальных значений – от 80 до 86 %. Только среди респондентов старше 55 лет, а также опрошенных с образованием ниже среднего этот показатель значительно ниже среднего (47–49 %). При этом в этих группах примерно такая же доля затруднившихся ответить на данный вопрос (соответственно 44 и 42 %), что указывает на незначительную затронутость этих слоев населения поднимаемыми вопросами о перспективах и развитии "электронного общества".

Таким образом, потенциал использования новых возможностей, открываемых компьютерными и информационными технологиями в современном российском обществе, в принципе, довольно значителен уже хотя бы в силу сформировавшегося у значительной части населения позитивного и открытого отношения к новым технологиям, в том числе компьютерным и информационным. Однако для большинства людей. В принципе, готовых воспользоваться этими новейшими достижениями, такие возможности пока еще отсутствуют, и оценки роли государства в решении этой проблемы остаются в основном довольно критичными и сдержанными.

С диаграммами исследования можно ознакомиться в презентации PowerPoint.

Актуально
Уважаемые посетители!

Открыта мобильная версия интернет-портала "Электронная Россия". Узнать последние новости вы можете набрав в браузере мобильного телефона www.e-rus.mobi


Приглашаем вас принять участие в развитии портала «Электронная Россия», ответив на ряд вопросов.


На портале ФЦП «Электронная Россия» открыты RSS-каналы.
 
Мониторинг СМИ
Россия ожидает значительного роста спроса на современное телекоммуникационное оборудование в ближайшие годы

10 октября 2007

Международный Форум "InterCom – 2007: Телекоммуникации. Связь. Высокие технологии" пройдет 6 декабря в Санкт-Петербурге. /CellNews/

10 октября 2007

Господдержка информтехнологий позволит в 2010 г. увеличить почти в три раза объем российского производства в этой сфере

10 октября 2007

Подписка

Анонсы
События
Лента новостей
ИТ-парки
Имя:
e-mail:

 
Госзаказчики

Министерство информационных технологий и связи РФ – госкоординатор

Министерство экономического развития и торговли РФ

Федеральное агентство по информационным технологиям

Федеральное агентство по образованию

Федеральное агентство по науке и инновациям

Федеральное агентство по промышленности

Федеральное космическое агентство

 Федеральная служба охраны

  Карта сайта • О портале •  Все права защищены