Информационное развитие регионов России.
В октябре 2002 г. были проанализированы процессы развития информатизации Российской Федерации за последние годы. Цель исследования заключалась в том, чтобы определить общие показатели развития ИТ-технологий в стране и получить аналогичные данные по регионам. Исследование позволило сравнить уровень развития республик, краев и областей, выявить лидеров и аутсайдеров. Каждый регион получил общий коэффициент по уровню информатизации. Выбор параметров анализа стал одной из ключевых стадий решения поставленных задач. Было очевидно, что оценка степени информатизации, компьютеризации и уровня внедрения Интернета должна учитывать количественные и качественные критерии. Количественные критерии демонстрировали степень проникновения новых технологий, качественные определяли степень развитости информатизации во всех 89 субъектах РФ. По каждому критерию рассчитывался свой коэффициент, а затем получалось общее значение т.е. коэффициент информатизации каждого региона. Для определения количественных показателей, отражающих интенсивность проникновения ИТ-технологий, отбирались такие критерии, как совокупный инфокоммуникационный показатель процессов информатизации и уровень освещения региона в Интернете, т.е. учитывалось количество сайтов и порталов.
Первый из выбранных критериев оценивал количественные показатели, отражающие интенсивность региональных процессов информатизации. Данные должны были соотноситься с числом жителей регионов. Расчеты производились с учетом статистических данных открытых источников на основе кластерного анализа. Для формирования репрезентативного коэффициента в рамках выбранного критерия учитывались такие показатели, как количество Интернет-пользователей, пользователей электронной почты, число провайдеров, объем инвестиций в развитие индустрии связи, доля Интернет-аудитории (показатели посещаемости Рунета) по каждому региону и число абонентских терминалов сотовой связи.
Второй критерий предусматривал оценку развития Интернета и ИТ-технологий в конкретном регионе как по количественным, так и по качественным признакам. При этом учитывались показатели общего числа WEB-ресурсов и разработанность сайтов местных властных и административных органов; количество региональных сайтов экономической тематики, электронной коммерции, число образовательных сайтов и порталов регионального значения, качественная дифференциация ресурсов Интернета (число участников, представляющих различные отрасли региона), сайтов госучреждений, партий, и общественных организаций.
Для оценки степени развитости процессов информатизации за основу брались наличие в том или ином регионе проектов и программ информатизации, участие в процессах информатизации регионов государственных, общественных и коммерческих организаций, а также спонсоров. Все проекты и программы информатизации подразделялись на 3 группы. К первой группе относились проекты и программы в области образования, ко второй – в сфере бизнеса и торговли, к третьей – программы информатизации органов власти. При оценке последних учитывалась степень их разработанности и внедрения (программа планируется, ведется, проведена и т.д.), а также уровень значимости проектов: предусматривают ли решение только локальных задач или имеют выход на общефедеральный уровень.
Что касается участия государственных, общественных и коммерческих организаций и спонсоров в процессах информатизации регионов, то данный критерий, оценивающий степень развитости процессов информатизации с точки зрения финансирования и инвестирования данной сферы, вполне способен, по мнению авторов исследования, указать на уровень развития процессы информатизации в конкретных регионах. Положительным фактором было признано наличие финансирования программ информатизации в бюджете региона. Кроме того, анализ СМИ и других открытых источников показывает, что внедрение программы в конкретном регионе способствует росту интереса к Интернету и ИТ-технологиям.
При расчете итогового коэффициента информатизации использовались все количественные показатели каждого региона. За единицу взят средний по России уровень проникновения информационных технологий. Для учета оценки количества и качества проводимых в регионе проектов информатизации, степени активности властных структур, коммерческих и общественных организаций и спонсоров подсчитывался совокупный показатель уровня развития программ информатизации и показатель сравнительной активности государственных, общественных и коммерческих структур в пределах округа.
В коэффициенте учитывалось количество проектов и программ, поддерживаемых или осуществляемых местными властями, общественными организациями и спонсорами. При выведении коэффициента также принималась во внимание качественная дифференциация и специфика каждой программы. Кроме того, все программы рассматривались по трем дополнительным признакам: локальному, региональному и федеральному. Полученному коэффициенту присваивалось конечное числовое выражение с учетом еще двух факторов: причастности к ФЦП "Электронная Россия" и наличием финансовой и спонсорской поддержки местных программ. При этом согласованность региональных инициатив с общефедеральной программой "Электронная Россия" рассматривалась как положительный фактор, повышающий коэффициент. Также был оценен фактор спонсорского участия в проектах.
За единицу вычислений взят средний по России уровень развития процессов информатизации. Следовательно, отклонение в большую или меньшую сторону от этого показателя свидетельствует об уровне активности того или иного региона. Основным источником информации о состоянии информатизации в регионах стали Интернет и региональная пресса (в т.ч. федеральная), что позволило расширить количество выбранных критериев. Анализ прессы показал, что в регионах превалируют проекты, связанные с системой образования (информатизация школ). Затем внимание уделяется организации пунктов коллективного доступа (ПКД) к Интернету, создаваемых в почтовых отделениях в рамках ФЦП "Электронная Россия". Анализ мониторинга региональных ресурсов Интернета свидетельствует, что подавляющая часть сайтов связана с экономической тематикой. На втором месте – Интернет-связь, преобладающая в Центральном Федеральном округе. На последнем месте – сайты образовательной тематики, как например, в Северо-Западном округе. Исследование уровня участия местной власти, спонсоров и общественных организаций в процессах информатизации, анализ количества и качества программ информатизации в регионах показывает, что по этим показателям лидируют: Башкортостан, Чувашия, а также Свердловская и Челябинская области.
Исследователи убедились в том, что все проблемы, связанные с информатизацией конкретных регионов, носят сугубо локальный характер. Главные из них при этом связаны со схемами финансирования или экономическими проблемами краев и областей, особенно регионов-аутсайдеров. В целом в большинстве регионов РФ популярны проекты, связанные с образовательными программами. Активно ведутся работы и по использованию ИТ в сфере услуг, электронной коммерции, при создании баз данных финансовых, юридических и библиотечных систем, а также регистров граждан. Общая картина такова: Центральный Федеральный округ в целом отличается достаточно высоким по общероссийским меркам уровнем развития информатизации, причем лидирует в нем – Москва, которая намного опережает все без исключения субъекты РФ. Среди лидеров также Калужская и Воронежская области. Слабая степень развития информатизационных процессов – в Ивановской, Курской, Орловской, Тульской и Тверской областях.
Первую позицию по степени реализации проектов информатизации в Северо-Западном округе занимает Санкт-Петербург. К развитым регионам здесь также относится Калининградская, Ленинградская и Архангельская области, от которых значительно отстает Ненецкий автономный округ. В Южном Федеральном округе самой перспективной считается Ростовская область. Хорошие показатели также у Краснодарского края и Ставрополья. Кавказские республики Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Чечня отличаются низкими показателями уровня информатизации. В Приволжском Федеральном округе наиболее активные работы ведутся в Башкортостане. Высокие показатели информатизации отмечены в Нижегородской и Самарской областях. Коми-Пермяцкий автономный округ и Ульяновская область являются аутсайдерами.
В Уральском Федеральном округе процессы информатизации получили наилучшее развитие в Свердловской и Челябинской областях. Курганская область относится к числу отстающих регионов. Сибирь, Красноярский край и Новосибирская область показывают наилучшие результаты как регионы с хорошо развитой научно-технической структурой. Влияние на процесс информатизации оказывает расположение в Новосибирске Сибирского отделения РАН. Эти регионы являются оптимальными стартовыми площадками благодаря развитости различных направлений информатизации (образование, информатизация данных, электронная коммерция), а также из-за большого технического и исследовательского потенциала. Усть-Ордынский автономный округ, Бурятия, а также Таймырский автономный округ – регионы со слабым уровнем развития ИТ.
Дальневосточный Федеральный округ – один из наиболее неразвитых округов. В нем лидируют Приморский и Хабаровский края, а Чукотский и Корякский автономные округа, находящиеся в сложных климатических условиях и отличающиеся слабой густотой населения, значительно отстают от передовых регионов округа.
Основное достоинство предложенной методики исследования заключается в том, чтобы помимо оценки статистических параметров уровня информатизации отдельного региона, обозначить уровень развития в нем новых технологий и показать насколько влияют на него деловая, культурная и общественная жизнь субъекта РФ. Оценка уровня реализации ФЦП "Электронная Россия" в регионах позволяет в итоговых коэффициентах учитывать степень готовности субъекта к перспективе включения в единое информационное пространство страны.
|