Программа
Узнайте больше о федеральной программе "Электронная Россия" ...
 
Ход программы
Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы
 
Конкурсы
Утвержден план-график размещения заказов ...
ОДНОЙ СТРОКОЙ:   Правительство Москвы утвердило концепцию реализации проекта "Электронный округ" в рамках городской целевой программы "Электронная Москва"     НОРБИТ начал комплексную автоматизацию управления государственными закупками Алтайского края, стоимость проекта – 1,9 млн. руб.     Компания DEPO Computers поставила компьютерную технику для управления делами администрации Ямало-Ненецкого автономного округа на сумму 5 млн. руб.    ООО "Норильск-Телеком" реализовал пилотный проект по автоматизации сбора информации с объектов ЖКХ г. Красноярска     ИТ-компания "Систематика" выиграла тендер на развитие системы управления и мониторинга инфраструктуры электронного казначейства финансового управления г. Санкт-Петербурга     В рамках национального проекта "Образование" к Интернету подключены более 95% запланированных образовательных учреждений     "Норбит" заключил контракт на разработку оффлайн-приложения для автоматизированной информационной системы департамента государственного заказа Тверской области    Каждая российская семья к 2010 г. может получить возможность принимать социальный пакет телепрограмм на территории всей страны с высоким качеством - Л. Рейман     Граждане России к 2010 г. смогут получать через сеть Интернет основные социальные государственные услуги - Л. Рейман     ЗАО "Электро-Ком" завершила подключение к платежной системе e-port     РегионКом" выиграл конкурс на поставку аппаратно-программного комплекса для системы "Мониторинг национальных проектов" в Пензенской области, стоимость проекта – 1,2 млн. руб.     "ЦентрТелеком" и "РТКомм.РУ" завершили подключение школ к Инетрнету в 10 областях Центрального федерального округа в рамках нацпроекта "Образование"     Мининформсвязи планирует к 2010 г. увеличение почти в 2 раза до 30 единиц количества персональных компьютеров на 100 человек     Департамент информации правительства Ленинградской области и компания "Яндекс" заключили соглашение об информационном сотрудничестве     Правительство РФ одобрило концепцию формирования "Электронного правительства" до 2010 г.  
о портале
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ - РЕГИОНАМ
на главную портала
в избранное
карта портала
помощь
ПОИСК
 •  Расширенный поиск
Новости
E-Russia
Ход программы
Пресс-центр
Министерство
Вопрос-ответ
В данном разделе Вы можете задать вопросы руководителям федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002–2010 гг.)" относительно ее целей, задач и перспектив реализации на федеральном, региональном или на местном уровнях.
Голосование
Какие направления ФЦП «Электронная Россия» вам известны?
Электронное правительство
Электронный документооборот
Информатизация учебных заведений
Дистанционное образование
Телемедицина

Текущие результаты
Другие проводимые голосования
Форумы
Форум ФЦП Электронная Россия

Форум Информатизация федеральных органов власти

Форум Информатизация регионов
Поделись опытом
Если Вы имеете опыт информатизации бизнес-процессов в предприятиях и госструктурах, то заполните предлагаемую форму. Ваш опыт очень важен для нас.
Ссылки

Федеральные целевые программы

Министерство образования и науки РФ

Высшая школа экономики

НТЦ ИРМ

Журнал «Сети и системы связи»





Новости
Аналитические материалы »

 В разделе » 

Население России о федеральной целевой программе "Электронная Россия".

В этом материале приведены результаты анализа данных, полученных в результате опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по репрезентативной выборке городского и сельского населения России. Опрос проводился в период 17–21 июля 2003 г. В нем приняли участие 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше.

Информированность населения о ФЦП "Электронная Россия"

Результаты репрезентативного опроса населения России показали, что уровень информированности людей о федеральной целевой программе (ФЦП) "Электронная Россия 2002–2010 гг." пока не слишком высок. Достаточно хорошо информированы о программе лишь 4 % взрослого населения Росси, что в процентном соотношении соответствует среднему показателю количества активных пользователей компьютерами (так, например, по данным ВЦИОМ, доля респондентов, ежедневно пользующихся услугами Интернета также составляет порядка 4 %), а еще 13 % "что-то слышали" о программе, но расценивают свою информированность о ней как неопределенную.

Вместе с тем, среди респондентов, имеющих доступ к Интернету, хорошо знают о ФЦП "Электронная Россия" уже 12 %, причем еще 21 % что-то слышали об этой программе. В целом, больше знают о программе в крупных и средних городах (с населением более 100 тыс. человек) и несколько меньше – в малых городах и в сельской местности. Это не удивительно, учитывая, что в Москве доступ к Интернету имеет половина взрослого населения, в других крупных и средних городах – в среднем 37 %, в малых городах – 30 %, а в сельской местности – 18 %.

Примерно в два раза выше доля информированных о программе среди респондентов с высшим образованием (9 % хорошо информированных + 22 % что-либо слышавших), среди специалистов (9 % + 35 %), а также среди учащихся и студентов (8 % + 18 %). В целом молодежь до 25 лет лучше информирована о ФЦП ЭР (7 % + 20 %), чем люди предпенсионного и пенсионного возраста (2 % + 8 %). Но если сравнить эти данные с данными о наличии доступа к Интернету (28 % среди молодежи, 2 % среди старшего поколения), то можно отметить, что пожилые люди проявляют, по сравнению со своими возможностями, более высокий интерес к ФЦП ЭР, чем молодежь.

Вместе с тем, в целом доля людей, которая ничего не знает о программе "Электронная Россия", как это и можно ожидать, максимальна в группах, располагающих наименьшими социальными ресурсами и представляющих так "социальную периферию", то есть социальные слои старших возрастов, в большинстве своем состоящей из пенсионеров, с низким уровнем образования, имеющих низкую квалификацию.

Примечательно, что чаще других хорошо знают о программе не столько высокодоходные группы опрошенных, сколько те, кто оценивают свой потребительский статус выше среднего (то есть имеют возможность приобретать и товары длительного пользования – 8 % + 15 %). Относительно высокий потребительский статус, как показывают исследования ВЦИОМ, в значительной мере коррелирует с более продвинутыми и разнообразными в социальном плане типами поведения, что подразумевает большую информированность в различных сферах жизни и более разнообразный репертуар используемых в тех или иных целях источников информации.

Координатор ФЦП "Электронная Россия"

Среди тех опрошенных, которые знают о ФЦП ЭР, более трети (37 %) знают о том, что координатором программы является Министерство связи России.

Как и в вопросе осведомленности о ФЦП ЭР, значительно больше, чем в других группах, знают о роли Министерства связи в этой программе самые активные пользователи компьютерных технологий – те, кто умеет пользоваться Интернет и имеет доступ в Интернет (50 %).

В Москве доля информированных о том, кто является координатором программы (60 %) выше, чем где бы то ни было. Значительно чаще о роли Министерства связи в этой программе знают служащие (55 %) и предприниматели (51 %), что, по всей видимости, свидетельствует о большей "затронутости" этих категорий переменами, связанными с реализацией целей и задач программы.

Затронутой последствиями реализации программы можно считать и группу учащихся и студентов, также чаще среднего знающих о том, что программу координирует Министерство связи РФ (47 %) – хотя существенную роль здесь играет и характерная для учащейся молодежи в целом большая осведомленность обо всем, что касается сферы компьютерных и информационных технологий.

Вместе с тем "специалисты", которые, вопреки возможным ожиданиям, демонстрируют достаточно неопределенные по сравнению с другими социальными группами знания сути программы, также реже чем в среднем знают, кто координирует программу "Электронная Россиия".

Оценка ФЦП "Электронная Россия"

Более половины группы "информированных" респондентов видят для себя лично в реализации программы явную пользу или скорее склоняются к такой позитивной оценке (соответственно, 17 % и 37 %).

Позитивная оценка программы характерна для всех без исключения социальных групп. Значительно выше среднего доля убежденных в пользе программы среди предпринимателей (38 % видящих явную пользу + 25 % склоняющихся к позитивной оценке), учащейся молодежи (26 % + 56 %) и служащих (24 % + 38 %). При этом молодежь до 25 лет чаще видит для себя пользу в этой программе (20 % +56 %), чем люди зрелого возраста 40–55 лет (12 % + 29 %), но личная значимость программы снова возрастает в пенсионном возрасте (23 % + 32 %).

Однако около трети в той или иной мере информированных о программе "Электронная Россия" либо сомневаются в прямой пользе ее реализации для себя лично (18 %), либо уверены в том, что она их никак не затронет (18 %). Наиболее скептичны в своих оценках. Несколько чаще ответ "мне эта программа ничего не даст" выбирали респонденты зрелого возраста 40–55 лет (27 %), со средним специальным образованием (27 %), квалифицированные рабочие (26 %), домохозяйки (28 %), и особенно безработные (39 %). Примечательно, что затрудняются ответить на этот вопрос (наряду с неквалифицированными рабочими и безработными) как раз те группы, которые, по идее, должны быть более "ангажированы" задачами и целями программы – 23 % в группе 25–39-летних и 23 % в группе "специалистов".

Еще один неожиданный результат: преобладание положительных оценок пользы программы среди пожилых людей и, в частности, пенсионеров (28 % видящих явную пользу + 25 % склоняющихся к позитивной оценке), при относительно низкой доле затруднившихся с ответом (7 %). Кроме того, пользу для себя от реализации программы скорее склонны видеть люди, проживающие в поселках и сельской местности (26 % + 39 %), чем в крупных городах (15 % + 32 %).

Приоритетные направления развития информационных технологий глазами опрошенных

Данные о приоритетных в представлении населения направлениях развития информационных технологий косвенным образов говорят нам о поддержке тех или иных составляющих федеральной программы "Электронная Россия".

Прежде всего, респонденты выделяют задачу компьютеризации и оснащения современными техническими устройствами сферы образования и здравоохранения – в качестве приоритетного направления ее видит относительное большинство опрошенных (44 %). В качестве приоритетного это направление значительно чаще среднего упоминается учащимися и студентами (62 %), соответственно самыми молодыми (это направление выделили 57 % опрошенных в возрасте до 25 лет), а также примерно половиной 25–39-летних (52 %) и служащих (52 %), а также жителей малых городов России (52 %). В целом значимость этого направления выше для молодых людей, а также для той части аудитории, которая имеет не самый высокий уровень образования и квалификации.

Значимость для респондентов всех прочих направлений гораздо ниже, чаще других позиций упоминается здесь опрошенными задача повышения компьютерной грамотности населения (27 %). Отметим, что именно эта задача относительно чаще называлась той частью опрошенной аудитории, которая уже имеет необходимые навыки и возможности использования компьютерных технологий. Так, при среднем показателе частоты упоминания этого направления в 27 %, в группе имеющих доступ к Интернету он составил 41 %, в группе имеющих доступ к персональному компьютеру – 39 %, среди умеющих пользоваться ПК и Интернетом – 37 %.

В группах, выделенных по основным социально-демографическим показателям, это направление расценивается более важным в сравнении с остальными опрошенными молодыми респондентами (35 % опрошенных в возрасте до 40 лет), имеющими высокий уровень образования (34 %), а также учащимися и служащими (по 34 %). Такая задача, как открытие общественных пунктов доступа в Интернет во всех населенных пунктах страны, представляется наиболее важной 20 % опрошенных, в первую очередь для учащихся и в целом для молодежи до 25 лет (26 %), людей с высшим образованием (25 %) – и одновременно для неквалифицированных рабочих (27 %) и домохозяек (33 %).

Примерно такая же доля опрошенных считает наиболее важным направлением "строительство качественных сетей связи" в каждом населенном пункте (21 %). Более значимой последняя оказывается для предпринимателей (28 %) и служащих (27 %). Компьютеризация домохозяйств представляется приоритетным направлением развития информационных технологий для 18 % всех опрошенных. Оснащение семей компьютерами видится наиболее актуальным направлением среди молодежи, прежде всего учащихся и студентов (37 %), а также среди предпринимателей (26 %) и респондентов с высшим образованием (26 %).

Более специальная проблема разработки продвинутых методик, теорий, программ и проектов компьютеризации оказывается важной, соответственно, для более узкой группы – 15 %. Это направление наряду с учащимися и студентами (25 %), демонстрирующими в целом большую осведомленность и заинтересованность проблематикой компьютерных технологий, чаще указывают респонденты с высшим образованием (21 %) представляющим более квалифицированную часть опрошенных аудиторий, с одной стороны, и служащие (21 %), для которых, видимо, важна прагматическая сторона проблемы, от решения которой зависит их непосредственная работа.

Хотя доля затруднившихся дать определенный ответ и приближается к одной пятой всех опрошенных (18 %), все же, в особенности если сопоставить этот показатель, с данными об осведомленности обо всей программе "Электронная Россия", можно сказать, что для основной части россиян понятна высокая значимость затронутых опросом проблем. В меньшей мере значимой она оказывается только для пожилых людей, с низким уровнем образования, в частности, пенсионеров (36 % – 38 % от этих групп не смогли назвать важными ни одно из перечисленных направления развития информационных технологий).

В целом базовыми характеристиками, определяющими высокий интерес ко всему перечисленному комплексу проблем и направлений является наличие навыков работы с ПК и Интернетом, а также прямого доступа к ним. При этом для респондентов, имеющих доступ к ПК и Интернету, особенно важной видится реализация программ повышения компьютерной грамотности в целом.

Интерес населения к информации о работе органов власти

Одним из приоритетных направлений федеральной целевой программы "Электронная Россия" является обеспечение посредством развития компьютерных и информационных технологий прозрачности деятельности органов власти на всех уровнях.

Для 68 % опрошенных представляется важным (в том числе для 25 % – очень важным) для развития страны в целом и для них лично, чтобы в стране был обеспечен открытый доступ граждан к информации о работе органов власти, принимаемых и готовящихся решениях и т.п. Эта установка характерна для всех без исключения социальных групп, но наиболее заинтересованную позицию здесь проявляют молодые респонденты (76 % опрошенных в возрасте до 25 лет, 74 % – в возрасте 25-40 лет), соответственно, учащаяся молодежь (77 %), люди с высшим образованием (77 %), предприниматели (71 %) и служащие (76 %).

Однако не в меньшей степени открытость государственных органов власти оказывается важной и для многих "периферийных" социальных групп, в частности, домохозяек (78 %) и безработных (72 %), стремящихся компенсировать свой сравнительно низкий социальный статус расширением своих гражданских прав. Не придает особого значения открытости государственных органов власти менее чем одна пятая часть населения (15 % считают это не слишком важным, и 7 % – совершенно неважным).

Сходный расклад мнений наблюдается и в отношении опрошенных к такой возможности, как выход в Интернет в общественных местах для получения информации или контакта с органами власти и их представителями: 53 % опрошенных определенно воспользовались бы такой возможностью, в том числе 21 % – "определенно", и только 19 % определенно не интересует такая возможность.

И в этом вопросе наиболее действенным фактором оказывается актуальная или потенциальная включенность в коммуникации на основе современных технологий, поэтому значительно чаще среднего готовы воспользоваться такой возможностью учащиеся и студенты (72 %), предприниматели (72 %), молодежь до 25 (70 %), наиболее активно пользующиеся компьютером и Интернетом. Высокообразованные респонденты и специалисты демонстрируют сравнительно меньший интерес к прямому диалогу с представителями власти (соответственно 68 и 66 %).

При том, что более трети жителей Москвы (37 %) полагает очень важным обеспечение открытого доступа граждан к информации о работе органов власти (жители других типов поселения высказывают здесь более сдержанную оценку), только одна пятая москвичей определенно воспользовалась бы возможностью выхыхода в Интернет в общественных местах для получения информации о деятельности органов власти (самый высокий показатель готовности напрямую общаться с представителями власти – в городах среднего размера (27 %) – определенно менее благополучных, чем столица и крупные города). Более того, среди опрошенных москвичей самая высокая доля (по сравнению с жителями остальной России) тех, кто определенно не стал бы пользоваться такими возможностями – 25 % (при средних 19 %).

Общая характеристика навыков использования компьютерных технологий и доступа к ним

При анализе полученных данных о навыках пользования компьютерами и Интернетом и масштабах доступа к ним следует учитывать, что речь здесь в определенной мере идет об аудитории потенциальных пользователей, так как данные о частоте и интенсивности работы с компьютером и в Интернете в среднем по стране значительно ниже и очень сильно дифференцированы в зависимости, прежде всего, от уровня образования и квалификации, возраста, типа поселения и социального статуса респондента.

Опрос показал, что в среднем навыки работы на компьютере, как и использования Интернета, интенсивно развивающееся среди пользователей ПК, несколько шире круга имеющих доступ к ним и имеет довольно ощутимую тенденцию к его расширению. Так, если в среднем пользоваться компьютером умеют 36 % опрошенных, то доступ к нему – в том или ином месте – есть уже у 30 %; аналогичная картина и в случае с Интернетом – пользоваться им умеют 21 %, а доступ имеют только 16 %. Вместе с тем, около одной десятой не имеющих доступ к ПК или к Интернету собираются в ближайшее время его приобрести.

Навыки работы с компьютером и Интернетом наиболее тесно связаны с такими факторами, как возраст, род занятий и уровень образования, а также, хотя и в меньшей мере, с типом поселения в котором проживает респондент. Так, среди самых молодых (в группе 18–25-летних) компьютером умеют пользоваться 71 %, а Интернетом – 45 %, а среди учащихся и студентов, соответственно, 86 % и 58 %. Вместе с тем в следующей возрастной группе (25–40 лет) эти показатели уже значительно ниже – соответственно 54 % и 34 %, а среди 40–55-летних они нище еще примерно в два раза – 28 % и 14 %. Вместе с тем, у самых молодых по сравнению с более старшими (то есть более социализированными, социально активными) группами несколько значительнее разрыв между навыками пользования (существенно выше, чем в более старших возрастах) и возможностями доступа (примерно на уровне 25-40-летних).

В выделенных по роду занятий группах наиболее продвинутыми по навыкам использования ПК и Интернета являются специалисты (69 % и 56 %), предприниматели (69 % и 44 %), в меньшей степени, но все же значительно чаще среднего – служащие (57 % и 35 %). По возможностям доступа к ПК и Интернету вслед за учащимися следуют предприниматели (соответственно, 68 % и 60 %, притом что предприниматели – это единственная группа, где возможность доступа к Интернету превышает распространенность навыков его использования), далее следуют специалисты (соответственно 68 % и 47 %), и последней превышающей средний уровень группой являются служащие (соответственно, 53 % и 27 %).

Навыки работы с ПК и Интернетом чаще встречаются среди столичных жителей (соответственно, 48 % и 32 %), а в больших и средних городах их доля несколько ниже и практически одинакова – соответственно, 41 % и 25 %). В малых городах доля умеющих пользоваться компьютерами незначительно превышает соответствующий показатель по селу (соответственно, 33 % и 28 %), примерно такой же разрыв наблюдается и в навыках использования Интернета – 20 % и 14 %.

Несколько по-иному выглядит картина с доступом к компьютерам и Интернету. Москва в сравнении с другими городами более компьютеризирована: здесь доступ к ПК имеют 51 % населения, в больших и средних городах – по 37 %, в малых – 30 %, в поселках и селах – 18 %. Что же касается возможности доступа к Интернету, то здесь картина более выровнена – от 27 % в Москве и 24 % в крупных городах до 19 % в средних, 14 % в малых и 8 % в поселках и сельской местности, хотя и здесь, как можно наблюдать, фактор урбанизации оказывается достаточно значимым. Данные о намерениях в ближайшее время получить доступ к ПК или к Интернету размечают социальные сферы и выделяют группы, где процессы освоения компьютерной техники и связанных с ней технологий развиваются более интенсивно.

Наиболее заинтересованная и обучаемая среда – это опять же учащиеся и студенты, среди них около трети (32 %) намерены в ближайшее время обеспечить себе доступ к ПК (напомним, что в среднем этот показатель равен 8 %), а 41 % намеревается получить доступ в Интернет. Далее здесь выделяется группа самых молодых (18–25-летних), где данные показатели составили 23 % и 24 %, притом, что в следующей возрастной группе (25–40 лет) они уже значительно ниже – соответственно 14 и 15 %.

Обращают внимание данные по группам людей с высшим образованием и, особенно, среди специалистов, где (как и среди учащейся молодежи) доля намеренных получить доступ к Интернету выше доли тех, кто озабочен просто доступом к ПК – среди респондентов с высшим образованием это соотношение равно 12 % к 17 %, среди специалистов – 6 % к 18 %. Вместе с тем, среди служащих эти показатели равны (по 16 %).

Если жители больших городов чаще других намереваются получить доступ к ПК, то намерение приобрести или получить доступ в Интернет почти в два раза чаще называют не только жители столицы, но и респонденты, живущие в городах крупного и среднего размера.

Среди имеющих доступ к компьютеру, умеет им пользоваться 83 %, а Интернетом – 53 %; среди тех, у кого есть доступ к Интернету эти показатели выше, особенно в отношении использования Интернета – соответственно 86 и 75 %.

Общая готовность использовать компьютер или Интернет для получения информации, приобретения товаров и услуг повышения образования тем выше, чем сильнее респондент втянут в эту информационную и коммуникативную сферу.

В целом готовы использовать эти средства 46 % всех опрошенных. Отметим, что наряду с описанными уже группами-лидерами – молодыми, студенчеством, предпринимателями, высокообразованными респондентами, повышенный интерес к этим возможностям высказывают и респонденты, представляющие "старших молодых" (25-40-летние – позитивная установка присуща 68 %), и те, кто имеет среднее специальное образование (55 %), а также служащие (66 %) и даже домохозяйки (62 %). Особенно значительна эта готовность среди респондентов, оценивающих свой потребительский статус как относительно высокий (73 %) – притом что в высокодоходной группе она выражена несколько слабее – 64 % (что очередной раз подтверждает, что типы поведения и активности в большей мере начинают задавать не уровень доходов, а именно тип потребления, который становится в большей мере смыслообразующим фактором для установок и ориентаций, задающим их характер).

Выводы

В целом опрос показал, что уровень информированности населения о ФЦП "Электронная Россия" пока не слишком высок, что связано, прежде всего, с невысоким уровнем компьютеризации и компьютерной грамотности. Вместе с тем, доля населения, которую могли бы заинтересовать направления программы, уже достаточно велика и составляет около трети взрослого населения России.

Наиболее перспективной частью потенциально заинтересованной аудитории являются наиболее молодые (учащиеся и студенты) слои населения. Другую категорию составляют наиболее квалифицированные и образованные слои, которых непосредственно затрагивает, например, проблема совершенствования системы делопроизводства, связи, доступа к информации и проч.

Примечательно, что сегодня специалисты занимают либо неопределенную, либо более скептическую и критичную позиции по отношению к программе, тогда как предприниматели активней откликаются на проблематику, связанную с обеспечением прозрачности в деятельности органов власти и проч. Особо заслуживает внимания позитивное отношение к программе и ее задачам со стороны социально ущемленных слоев, которые слабо включены в современные типы коммуникаций.

Актуально
Уважаемые посетители!

Открыта мобильная версия интернет-портала "Электронная Россия". Узнать последние новости вы можете набрав в браузере мобильного телефона www.e-rus.mobi


Приглашаем вас принять участие в развитии портала «Электронная Россия», ответив на ряд вопросов.


На портале ФЦП «Электронная Россия» открыты RSS-каналы.
 
Мониторинг СМИ
Россия ожидает значительного роста спроса на современное телекоммуникационное оборудование в ближайшие годы

10 октября 2007

Международный Форум "InterCom – 2007: Телекоммуникации. Связь. Высокие технологии" пройдет 6 декабря в Санкт-Петербурге. /CellNews/

10 октября 2007

Господдержка информтехнологий позволит в 2010 г. увеличить почти в три раза объем российского производства в этой сфере

10 октября 2007

Подписка

Анонсы
События
Лента новостей
ИТ-парки
Имя:
e-mail:

 
Госзаказчики

Министерство информационных технологий и связи РФ – госкоординатор

Министерство экономического развития и торговли РФ

Федеральное агентство по информационным технологиям

Федеральное агентство по образованию

Федеральное агентство по науке и инновациям

Федеральное агентство по промышленности

Федеральное космическое агентство

 Федеральная служба охраны

  Карта сайта • О портале •  Все права защищены