Программа
Узнайте больше о федеральной программе "Электронная Россия" ...
 
Ход программы
Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы
 
Конкурсы
Утвержден план-график размещения заказов ...
ОДНОЙ СТРОКОЙ:   "ПРАЙМ-ТАСС" и "Интегрум Медиа" заключили соглашение о сотрудничестве     Компания РОСТУ ввела в эксплуатацию подсистему информационной бюджетной системы "Реестр расходных обязательств" в департаментах финансов муниципальных образований Томской области     Системный интегратор "Ай-Теко" и Новгородский НИАЦ создали Интернет-портал для администрации Новгородской области     Правительство Москвы утвердило концепцию реализации проекта "Электронный округ" в рамках городской целевой программы "Электронная Москва"     НОРБИТ начал комплексную автоматизацию управления государственными закупками Алтайского края, стоимость проекта – 1,9 млн. руб.     Компания DEPO Computers поставила компьютерную технику для управления делами администрации Ямало-Ненецкого автономного округа на сумму 5 млн. руб.    ООО "Норильск-Телеком" реализовал пилотный проект по автоматизации сбора информации с объектов ЖКХ г. Красноярска     ИТ-компания "Систематика" выиграла тендер на развитие системы управления и мониторинга инфраструктуры электронного казначейства финансового управления г. Санкт-Петербурга     В рамках национального проекта "Образование" к Интернету подключены более 95% запланированных образовательных учреждений     "Норбит" заключил контракт на разработку оффлайн-приложения для автоматизированной информационной системы департамента государственного заказа Тверской области    Каждая российская семья к 2010 г. может получить возможность принимать социальный пакет телепрограмм на территории всей страны с высоким качеством - Л. Рейман     Граждане России к 2010 г. смогут получать через сеть Интернет основные социальные государственные услуги - Л. Рейман     ЗАО "Электро-Ком" завершила подключение к платежной системе e-port     РегионКом" выиграл конкурс на поставку аппаратно-программного комплекса для системы "Мониторинг национальных проектов" в Пензенской области, стоимость проекта – 1,2 млн. руб.     "ЦентрТелеком" и "РТКомм.РУ" завершили подключение школ к Инетрнету в 10 областях Центрального федерального округа в рамках нацпроекта "Образование"   
о портале
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ - РЕГИОНАМ
на главную портала
в избранное
карта портала
помощь
ПОИСК
 •  Расширенный поиск
Новости
E-Russia
Ход программы
Пресс-центр
Министерство
Вопрос-ответ
В данном разделе Вы можете задать вопросы руководителям федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002–2010 гг.)" относительно ее целей, задач и перспектив реализации на федеральном, региональном или на местном уровнях.
Голосование
Какие направления ФЦП «Электронная Россия» вам известны?
Электронное правительство
Электронный документооборот
Информатизация учебных заведений
Дистанционное образование
Телемедицина

Текущие результаты
Другие проводимые голосования
Форумы
Форум ФЦП Электронная Россия

Форум Информатизация федеральных органов власти

Форум Информатизация регионов
Поделись опытом
Если Вы имеете опыт информатизации бизнес-процессов в предприятиях и госструктурах, то заполните предлагаемую форму. Ваш опыт очень важен для нас.
Ссылки

Федеральные целевые программы

Министерство образования и науки РФ

Высшая школа экономики

НТЦ ИРМ

Журнал «Сети и системы связи»





Пресс-центр
Вопрос-ответ » Электронный документооборот





Вопрос:
Как обстоят дела с внедрением электронного документооборота в государственное и негосударственное делопроизводство?

Ответ:
На сегодняшний день наиболее надежным средством, обеспечивающим подтверждение подлинности электронных документов, является электронная цифровая подпись. Однако Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» ориентирован исключительно на использование ЭЦП с открытым и закрытым ключами при условии выдачи сертификата ключа подписи удостоверяющим центром. Такая модель регулирования жестко привязана к конкретной (причем не самой широко используемой) технологии. В зарубежном законодательстве на сегодняшний день преобладают технологически нейтральные модели регулирования электронных подписей, которые в большей степени отвечают потребностям гражданского документооборота.
Помимо этого, в указанном законе присутствует ряд непоследовательных и неоднозначных формулировок, влекущих за собой возможность неверного толкования и снижение эффективности правоприменения.
Поскольку правовая регламентация применения электронной подписи и других аналогов подписи необходима для эффективного участия России в мировой системе электронной торговли и для дальнейшей работы над регулированием правоотношений в сфере информационного обмена, Мининформсвязи России считает целесообразным вернуться к тексту закона «Об электронной цифровой подписи», удалив из него необоснованные ограничения и распространив его действие на иные электронные аналоги подписи.
Дальнейшее развитие электронного документооборота требует более точной регламентации вопросов, связанных с его внедрением в органах власти, созданием и эксплуатацией государственных информационных систем, обеспечением их совместимости, установлением единообразных требований по информационной безопасности. Для решения этих вопросов необходимо определить и уточнить все базовые общеправовые понятия: «документ», «электронный документ», «носитель документа», «запись», «файл», определить вне рамок авторского права понятия «база данных» и «запись в базе данных», соответственно, как особый вид и элемент электронного регистрационно-учетного документа. В проекте Концепции правового регулирования в сфере информационных технологий Мининформсвязи России эту проблему предлагается решить с помощью федерального закона «Об электронном документообороте». Хотя в опыте развитых стран, к примеру, в настоящее время отсутствует практика регулирования этого вопроса отдельным нормативным актом.
Наряду с указанным федеральным законом в той же Концепции предлагается разработать и утвердить указом Президента Российской Федерации порядок использования электронного документооборота в системе органов государственной власти. Наконец, вопросы взаимодействия органов власти и их подразделений в процессе исполнения ими различных государственных функций целесообразно закрепить в системе нормативных правовых актов об электронных административных регламентах.
Ряд федеральных законов устанавливает необходимость формирования, ведения и использования различных регистров, реестров и кадастров, но при этом в них недостаточно четко определены формальные различия видов информации, ответственность ведомств за их формирование, порядок их ведения и использования. Нередки случаи дублирования сведений в составе различных баз данных. Указанные обстоятельства требуют внесения корректировок в целый ряд законодательных актов, таких как Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» и Основы законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах.
Отдельной проблемой, причем не только в сфере государственного управления, является признание электронных документов (сообщений) в качестве судебных доказательств. Отсутствует законодательная база, детализирующая принципиальную возможность использования таких доказательств, что требует внесения соответствующих изменений и дополнений в процессуальные кодексы и законы.
Что касается использования опыта развитых стран, то, несомненно, здесь основные усилия должны быть сосредоточены на теоретическом осмыслении и практическом разрешении возможности, целесообразности и границ применения зарубежного опыта правового регулирования информационных отношений. Какую страну можно назвать в качестве эталона, однозначного ответа нет. Многие юристы, например, придерживаются мнения, что законодательство в сфере электронного документооборота хорошо развито в США и Франции.

А. Панкратов, заместитель руководителя Федерального агентства
по информационным технологиям



Вопрос:
Планирует ли "Электронная Россия" в ближайшие годы подготовить какие-либо предложения по изменениям в вопросах регулирования законодательства в области электронного документооборота?

Ответ:
Безусловно, в ФЦП «Электронная Россия» есть соответствующий раздел по финансированию подобного рода направлений. Я только не помню, насколько это текстуально связано с электронным документооборотом и электронным документом. Но, поймите, такого рода названия используются как в повседневном значении, так и в юридическом. Как юрист, я не могу ответить на этот вопрос, без того, чтобы дать определение понятию «электронный документооборот». Поскольку относительно этого понятия до сих пор нет консенсуса, преждевременно говорить о том, какие изменения здесь должны быть. Нужно определиться с тем, что мы понимаем под понятиями «электронный документ» и «электронный документооборот». Совершенно очевидно, что все, что происходит в сфере банковских трансакций, является неклассической формой документооборота.

М. Якушев, директор Депертамента правового обеспечения
Министерства информационных технологий и связи



Вопрос:
Как бы Вы оценили действующее законодательство в сфере электронного документооборота, в частности - закон об ЭЦП? Как его принятие отразилось на работе банков?

Ответ:
Я бы не сказал, что существует какое-то отдельное законодательство в сфере электронного документооборота. Поэтому каким-то образом его оценивать очень сложно. Федеральный закон об ЭЦП на момент его принятия имел несколько иные цели, нежели развитие электронного документооборота. Поэтому он к этой сфере регулирования никак не относится. В силу определенного количества юридических и иных дефектов, которые присутствуют в этом законе, он фактически не применялся и не применяется до сих пор. Например, в нынешней редакции закона есть положение, в соответствии с которым, любой сертификат подписи можно использовать только один раз. Разработчики имели в виду иное – сертификат подписи можно использовать до момента пока не будет доказано, что он кем-то был сфальсифицирован. Но сформулировано это положение было неудачно: из текста следует, что сертификат нельзя применять, если он до этого ранее уже использовался. Это ошибка технического характера. Ошибка более серьезная заключается в том, что фактически единственным механизмом регулирования сферы ЭЦП было лицензирование деятельности удостоверяющих центров. До отмены лицензирования в этой сфере законом, который был принят на прошлой сессии Госдумы, никто не мог разработать и предложить внятную модель лицензирования, которую можно было бы утвердить постановлением Правительства. Поэтому этот закон так и не получил применения.
Кроме того, в законе записана всего лишь одна допустимая технология, которая должна реализовываться под очень жестким контролем. Скажем, в сфере лицензирования удостоверяющих центров. При этом подразумевается, что всем обеспечивается равный уровень транзакционной безопасности. Но, во-первых, внутри банков используются собственные технологии, которые могут и не совпадать с положениями действующего закона об ЭЦП. Именно поэтому банки не заинтересованы в том, чтобы ломать свои уже существующие системы и приводить их в соответствие с законом. И их можно понять. Банковские структуры нашли выход для себя. Он заключается в том, чтобы системы электронного документооборота, которые используются в банках, назывались как угодно, но только, чтобы в них не фигурировало название «электронная цифровая подпись». Ничего хорошего в этом нет. Но такое решение реально применяется.
Во-вторых, невозможно на уровне закона предусмотреть абсолютно все варианты соответствующих взаимоотношений. Поэтому ограничения, которые накладываются действующим законом, зачастую, не устраивают участников рынка.
Пока "корпоративные системы", к которым, в частности, относятся банковские структуры, существуют и действуют без учета того, что записано в законе. А те системы, которые в законе названы «системами общего пользования», и в которых используется электронная цифровая подпись, так и не заработали, их собственно нет. В частности, это связано с тем, что механизмы реализации, требовавшие, например, лицензию на соответствующие виды деятельности, так и не были запущены.
Тем не менее, перспективы запуска названных механизмов есть. Они предусмотрены планом законотворческой деятельности правительства на 2005 год. В соответствии с планом к ноябрю этого года в правительстве должен быть рассмотрен вопрос о внесении изменений и дополнений в действующий закон об ЭЦП. Данная работа поручена Министерству информационных технологий и связи РФ. Смею вас заверить, что она успешно выполняется. И в ближайшем будущем соответствующий законопроект будет направлен на согласование и на обсуждение в бизнес-сообществе с тем, чтобы с учетом поступивших замечаний его представлять в правительство для принятия.

М. Якушев, директор Депертамента правового обеспечения
Министерства информационных технологий и связи



Вопрос:
Стоит ли России воспользоваться зарубежным опытом в сфере регулирования электронного документооборота?

Ответ:
Я думаю, что это нужно сделать обязательно, поскольку существует Европейская директива на этот счет, существуют разные модели регулирования. Есть, из чего выбирать. Есть американский опыт, опыт ФРГ. В соседней Украине, кстати, приняты два закона об электронном документе и электронной цифровой подписи, где многие недостатки, которые отмечались в нашем, российском законе, были устранены.
Очевидно, что систему регулирования, которою предполагается создать в России, необходимо сначала соотнести с зарубежным опытом. Именно это мы и делаем при разработке проекта об ЭЦП, о котором я говорил. На мой взгляд, для российских реалий оптимально использовать все то лучшее, что было наработано в плане использования ЭЦП в Федеративной Республике Германии.
В немецком законе дана подробная классификация электронных цифровых подписей. На уровне закона прописано, какие требования предъявляются к удостоверяющим центрам. В результате в Германии никто не ждет каких-либо лицензионных разъяснений или положений о лицензировании.
Немецкий закон базируется на Европейской директиве в сфере использования электронной подписи. Благодаря работе наших немецких коллег, удалось выяснить, какие положения этой директивы жизнеспособны, а какие не оправдались практикой. Немецкое законодательство в этом плане подает пример общеевропейскому. В частности, немцы с большим вниманием отнеслись к проблеме передачи сертификата подписи в случае прекращения деятельности удостоверяющего центра. Это актуальный вопрос: что делать в случае, если предприятие, которое оказывало соответствующие услуги, прекратило свое существование. Кому передается ответственность. Немецкий опыт показывает, что очень сложно говорить о возможности переноса ответственности, если удостоверяющий центр прекратил свое существование. Резюме: чтобы такого не случилось, нужно выбирать надежные центры. Если государство собирается регулировать деятельность удостоверяющих центров, то оно должно постоянно контролировать выполнение этими центрами соответствующих требований.
Электронный документооборот получил в Германии широкое распространение. Государственная политика этой страны направлена на внедрение электронного документооборота до уровня, по-нашему говоря, муниципалитетов. То есть не только на уровне федеральных ведомств или земель, в обязательном порядке должен быть налажен электронный документооборот. Эта система является неотъемлемой частью взаимодействия между жителями населенных пунктов и местными администрациями, между компаниями, которые обслуживают местные администрации. Эта система позволяет оперативно решать вопросы, на решение которых в России тратится по нескольку дней, а то и недель. Электронные документы присутствуют при решении всех повседневных вопросов на уровне муниципалитетов, школ, сберкасс, дорожной полиции, собесов - оплата коммунальных услуг, регистрация автомобиля, назначение пенсии и т.д. Во всех этих транзакциях задействованы банки, что позволяет решать проблемы достаточно оперативно. Без необходимости отстаивать очереди. Это хороший пример для нас, который свидетельствует об использовании современных технологий в жизни простых граждан, а не только федеральных органов исполнительной власти.

М. Якушев, директор Депертамента правового обеспечения
Министерства информационных технологий и связи




Актуально
Уважаемые посетители!

Открыта мобильная версия интернет-портала "Электронная Россия". Узнать последние новости вы можете набрав в браузере мобильного телефона www.e-rus.mobi


Приглашаем вас принять участие в развитии портала «Электронная Россия», ответив на ряд вопросов.


На портале ФЦП «Электронная Россия» открыты RSS-каналы.
 
Мониторинг СМИ
Л.Рейман: 70% модемов, установленных в труднодоступных районах, - российского производства

25 октября 2007

Мининформсвязи будет уделять внимание подготовке специалистов в области ИКТ

25 октября 2007

"Инфоком-2007": в следующем году медучреждения подключат к интернет

25 октября 2007

Подписка

Анонсы
События
Лента новостей
ИТ-парки
Имя:
e-mail:

 
Госзаказчики

Министерство информационных технологий и связи РФ – госкоординатор

Министерство экономического развития и торговли РФ

Федеральное агентство по информационным технологиям

Федеральное агентство по образованию

Федеральное агентство по науке и инновациям

Федеральное агентство по промышленности

Федеральное космическое агентство

 Федеральная служба охраны

  Карта сайта • О портале •  Все права защищены