Постановление коллегии «Об итогах реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия» в 2002 году и приоритетных направлениях и актуальных задачах Программы на 2003 год» от 25 февраля 2003 г. N 3-1
Постановление коллегии «Об итогах реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия» в 2002 году и приоритетных направлениях и актуальных задачах Программы на 2003 год» от 25 февраля 2003 г. N 3-1
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
МОСКВА
Заслушав и обсудив доклады первого заместителя Министра Российской Федерации по связи и информатизации А.В. Короткова, и.о. начальника УК ФЦП ЭР В.А. Гущина, заместителя руководителя ДПС А.А. Щеголихина,
КОЛЛЕГИЯ ОТМЕЧАЕТ:
Для Минсвязи России, государственного заказчика–координатора ФЦП «Электронная Россия», и других государственных заказчиков Программы организация работ по ее запуску и практической реализации стала в 2002 году приоритетной задачей. Принятие и начало реализации Программы инициировало интенсификацию процессов информатизации в регионах, а также позитивно отразилось на динамике развития отечественного ИКТ–рынка. ФЦП «Электронная Россия» становится инструментом практической координации развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в масштабах страны.
По предварительным данным в 2002 году компьютерный парк увеличился на 18 % и составил 13 млн. ед. Количество пользователей Интернет, регулярно входящих в сеть, возросло на 39 % и достигло 6 млн. человек, что составляет 4 % населения страны. Объем ИКТ - рынка вырос на 16 % и составил более 130 млрд.рублей. В 2003 году можно рассчитывать на сохранение существующих высоких темпов роста.
В 2002 году Программа профинансирована в объеме 431 млн. рублей, что составило 72 % от предусмотренных федеральным бюджетом средств. Из региональных бюджетов на реализацию мероприятий Программы привлечены средства в объеме 39 млн. рублей. В 2003 году в федеральном бюджете на выполнение Программы предусмотрено 1,4 млрд. рублей, что составляет менее 20 % от объемов, установленных в паспорте Программы. Предполагается значительное увеличение объемов финансирования мероприятий Программы из региональных и местных бюджетов. Только по проекту АС ГРН будет привлечено до 200 млн. рублей.
В 2002 году в рамках подготовительного этапа Программы решались четыре основные задачи:
создание механизмов управления Программой;
формирование системной базы мероприятий, обеспечивающей практическую реализацию проектов;
отработка схем взаимодействия с субъектами Федерации, гармонизация региональных проектов с ФЦП «Электронная Россия»;
получение в условиях старта Программы практических результатов.
В ходе реализации Программы в 83 субъектах развернуты узлы доступа на базе управлений почтовой связи, в рамках проекта «Киберпочта» создано около 2600 пунктов коллективного доступа, из них 800 – в сельской местности, тринадцать вузов страны подключены к магистральной телекоммуникационной инфраструктуре, проведены работы по модернизации сети научно-технической информации, начато создание федерального информационно-аналитического центра государственной системы оперативного контроля за состоянием природных ресурсов, экономически важных и опасных объектов, разработаны экспериментальные образцы интеллектуальных смарт-карт для унифицированной расчетной системы.
Проведено около 40 НИОКР, в рамках которых проработаны вопросы формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения к ним доступа физических и юридических лиц, в том числе на базе порталов органов законодательной и исполнительной власти, вопросы создания государственного регистра населения, систем электронного документооборота, информационно-маркетинговых центров и электронных государственных закупок, а также правовые вопросы развития и использования ИКТ.
Заключены соглашения с администрацией г. Ярославля по развертыванию опытного образца унифицированной системы социальных карт, с администрацией Чувашской Республики об организации пунктов коллективного доступа. Проведен публичный конкурс региональных ИКТ-проектов, из 192 проектов отобрано 29, которые будут реализовываться на условиях софинансирования.
Образованы Дирекция Программы и Межведомственная комиссия по программам, содержащим мероприятия по разработке и использованию ИКТ, активизирована работа Государственной комиссии по информатизации, сформирован институт рабочих групп из представителей ведомств, ответственных за реализацию Программы, введена практика публичных обсуждений хода исполнения мероприятий Программы с привлечением в качестве экспертов представителей науки, бизнеса, общественных организаций и зарубежных консультантов.
Вместе с тем, отмечается необходимость повышения эффективности управления Программой и координации ее с другими государственными программами информатизации, а также реализации единой научно-технической политики информатизации, включая вопросы типовых системных решений при создании государственных информационных систем и ресурсов и обеспечения их информационной безопасности в рамках ФЦП «Электронная Россия».
В 2003 году ресурсы Программы предполагается сконцентрировать на 5 приоритетных направлениях:
развитие инфраструктуры доступа, в том числе подключение органов власти и бюджетных организаций к компьютерным сетям, создание пунктов коллективного доступа;
внедрение технологий «электронного правительства», направленных на обеспечение административной реформы и реализацию принятых правительственных решений о доступе граждан к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти;
совершенствование системы обучения в области ИКТ, развитие навыков использования информационных технологий у государственных служащих и населения;
формирование адекватной развитию инфокоммуникаций регулятивной базы, стимулирующей развитие сектора ИКТ и обеспечивающей использование ИКТ в различных сферах жизнедеятельности общества;
взаимодействие ФЦП «Электронная Россия» с региональными программами информатизации, а также с другими государственными программами, реализующими мероприятия в этой сфере.
Основной акцент будет сделан на практическую реализацию проектов с широким участием субъектов Федерации.
Опережающими темпами будут вестись работы по развитию инфраструктуры доступа как технологической основы Программы. Это проект «Киберпочта» с пакетом электронных услуг населению, проекты подключения органов законодательной и исполнительной власти, бюджетных организаций, телемедицинских центров, объектов Госатомнадзора и сосредоточения населения.
Предполагается внедрение опытных проектов АС ГРН в 5 регионах России (Московская и Ярославская области, Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ). В Калининградской области начнутся работы по созданию региональной информационной системы в увязке с фрагментами функционирующих в области федеральных информационных систем. В ряде субъектов Федерации предполагается реализовать опытные проекты информационно-маркетинговых центров и центров электронной торговли для государственных нужд.
На федеральном уровне будут выполнены проекты по развитию интернет-представительства Президента Российской Федерации и инфраструктуры электронного документооборота Администрации Президента и Дома Правительства Российской Федерации, созданию системы межведомственного электронного документооборота и единого регистра нормативных правовых актов.
Планируется открыть новые социально-значимые проекты, направленные на сокращение «цифрового разрыва» в развитии регионов. Это телемедицина и дистанционное образование.
Приоритетным направлением является завершение формирования и повышение эффективности органов управления Программой, в рамках которого необходимо решить следующие задачи:
определить зоны ответственности, принципы взаимодействия и увязать в единую схему управления как создаваемые, так и существующие государственные и иные структуры, которые могут оказывать влияние на выполнение ФЦП «Электронная Россия»;
образовать Экспертный Совет Программы для оценки результатов выполняемых работ и предложений по новым проектам;
для координации региональных инициатив завершить формирование Совета по региональной информатизации с привлечением в его состав представителей администраций субъектов Федерации и полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;
обеспечить через ГКИ содержательное согласование мероприятий Программы с другими государственными программами информатизации;
в целях оптимизации ресурсного обеспечения государственных программ информатизации активнее использовать возможности МВК по программам, содержащим мероприятия по разработке и использованию ИКТ.
Опыт 2002 года показал, что в целях эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, должны быть созданы механизмы планирования и управления бюджетом Программы. Требуют дополнительной проработки вопросы имущественных отношений, возникающих при софинансировании проектов за счет средств бюджетов разного уровня, и вопросы финансового обеспечения текущих затрат на оплату сетевого трафика для органов государственной власти и бюджетных организаций. В целях обеспечения выполнения мероприятий в соответствии с заданными в паспорте Программы параметрами, необходимо задействовать все предусмотренные Программой источники финансирования, включая региональные и местные бюджеты, а также внебюджетные средства.
Необходимо повысить прозрачность проводимых конкурсов, чему будет способствовать введение регламента унифицированных конкурсных процедур и использование типовой конкурсной документации.
Результаты подготовительного этапа работ по Программе и происходящие в обществе и государстве социально-экономические процессы делают очевидной необходимость уточнения задач и структуры Программы, состава и содержания мероприятий, наличия технико-экономических обоснований и системы показателей оценки эффективности мероприятий, что позволит придать Программе практическую направленность, сделать ее более прозрачной и измеряемой, ориентированной на приоритетную поддержку проводимых в стране реформ (административную и бюджетную реформы, реформы государственной службы, образования, ЖКХ и др.) и повышение эффективности государственного управления и федерального законодательного процесса.
Необходимо дополнить Программу отдельным разделом, содержащим мероприятия по развитию ИКТ как самостоятельного сектора и базовой основы высокотехнологичной экономики и информационного общества.
В целях обеспечения эффективной реализации ФЦП «Электронная Россия» в 2003 году и в последующие годы
КОЛЛЕГИЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять к сведению доклады первого заместителя Министра Российской Федерации по связи и информатизации, руководителя Дирекции ФЦП «Электронная Россия» А.В. Короткова и и.о. начальника УК ФЦП ЭР В.А. Гущина, заместителя руководителя ДПС А.А. Щеголихина.
2. Одобрить основные результаты выполнения мероприятий ФЦП «Электронная Россия» в 2002 году и приоритетные направления реализации Программы на 2003 год.
3. Отметить необходимость обеспечения единой научно-технической политики при реализации Программы, содержательной координации мероприятий ФЦП «Электронная Россия» на основе типовых системных решений, в том числе с другими государственными программами информатизации.
Дирекции ФЦП «Электронная Россия» (Коротков) до 20 марта 2003 г. утвердить порядок согласования технических заданий на выполнение мероприятий Программы и результатов работ со всеми ведомствами, ответственными за их реализацию, предусмотрев при этом обязательную публикацию в первом квартале каждого года отчетов государственных заказчиков Программы на сайте «Электронная Россия».
4. ДИФ (Панкратов), УК ФЦП ЭР (Гущин) с участием государственных заказчиков Программы завершить в июне 2003 г. разработку регламента унифицированных конкурсных процедур и типовой конкурсной документации с учетом специфики реализации мероприятий Программы, а также подготовку предложений по организации в рамках ФЦП «Электронная Россия» системы единых государственных закупок программно-технических средств.
5. В целях обеспечения координации работ и повышения эффективности мероприятий Программы Дирекции ФЦП «Электронная Россия» (Коротков) организовать на постоянной основе проведение научно-практических семинаров, совещаний, публичных обсуждений хода и результатов выполнения мероприятий Программы с участием представителей заинтересованных ведомств, администраций субъектов Российской Федерации, а также представителей бизнеса, научных и общественных организаций. Обеспечить публикацию на сайте «Электронная Россия» отчетов о проведенных мероприятиях.
6. ДИФ (Панкратов), УК ФЦП ЭР (Гущин), ДЭИП (Тимошенко) с участием государственных заказчиков Программы до 30 мая 2003 г. разработать комплексные предложения по порядку реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий ФЦП «Электронная Россия», включая организационно-финансовые вопросы и вопросы имущественных отношений, возникающие при софинансировании проектов за счет средств бюджетов разного уровня и внебюджетных источников.
В целях более активного привлечения регионов к реализации мероприятий Программы ДИФ (Панкратов), УК ФЦП ЭР (Гущин) с участием государственных заказчиков организовать работу по подготовке и в мае 2003 г. объявить открытый конкурс среди субъектов Российской Федерации на участие в мероприятиях Программы, в реализации которых предполагается участие регионов.
7. Дирекции ФЦП «Электронная Россия» (Коротков) завершить до 30 апреля 2003 г. создание органов управления Программой, включая Экспертный Совет Программы, и принять меры по повышению эффективности деятельности Дирекции с учетом высказанных на заседании Коллегии предложений.
ДИФ (Панкратов) обеспечить до 15 мая 2003 г. формирование персонального состава Совета по региональной информатизации и дальнейшую организационно-техническую поддержку его деятельности во взаимодействии с другими структурами, принимающими участие в управлении Программой.
8. В целях исключения дублирования работ в сфере информатизации, повышения эффективности расходования бюджетных средств, согласованности мероприятий ФЦП «Электронная Россия» и других государственных программ информатизации, особенно при их реализации на региональном и муниципальном уровнях, ДИФ (Панкратов), УК ФЦП ЭР (Гущин) с участием государственных заказчиков Программы и других заинтересованных ведомств в первом полугодии 2003 г. подготовить предложения по усилению координации деятельности органов управления Программы с Государственной комиссией по информатизации, Межведомственной комиссией по программам, содержащим мероприятия по разработке и использованию ИКТ, Советом по региональной информатизации и разработать соответствующий регламент их взаимодействия.
ДИФ (Панкратов) с участием заинтересованных ведомств в августе 2003г. разработать предложения о порядке разработки и реализации государственных программ в сфере информатизации с учетом ФЦП «Электронная Россия». В случае необходимости подготовить соответствующие проекты решений Правительства Российской Федерации по этому вопросу.
9. Для достижения стратегических целей ФЦП «Электронная Россия», ее практической направленности на поддержку базовых реформ, инициированных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, а также с учетом состоявшегося на Коллегии обсуждения, признать целесообразным проведение работ по уточнению задач и структуры Программы, перечня и содержания мероприятий, состава государственных заказчиков и зон их ответственности, предусмотрев включение в Программу мероприятий, направленных на поддержку развития сектора ИКТ.
ДИФ (Панкратов), УК ФЦП ЭР (Гущин) с участием государственных заказчиков Программы, представителей бизнеса, научных и общественных организаций подготовить во втором квартале 2003 г. для внесения в Правительство Российской Федерации предложения по модернизации ФЦП «Электронная Россия», предварительно рассмотрев их на Экспертном Совете Программы.
10. В целях повышения эффективности использования бюджетных средств и результативности мероприятий ФЦП «Электронная Россия» ДИФ (Панкратов), УК ФЦП ЭР (Гущин), ДЭИП (Тимошенко) с участием государственных заказчиков Программы разработать до 10 апреля 2003 г. регламент подготовки сводной бюджетной заявки на финансирование мероприятий Программы, предусмотрев предварительную защиту государственными заказчиками бюджета закрепленных за ними мероприятий на Дирекции ФЦП «Электронная Россия» и наличие технико-экономических обоснований мероприятий, а также предложения о порядке планирования и управления бюджетом Программы. В случае необходимости подготовить соответствующие проекты решений Правительства Российской Федерации по этому вопросу.
Дирекции ФЦП «Электронная Россия» (Коротков) обязать государственных заказчиков разработать и представить Дирекции до 30 апреля 2003 г. технико-экономические обоснования по мероприятиям, входящим в зону их ответственности.
11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на УД (Мокат).
Председатель Коллегии
Министр Российской Федерации по связи и информатизации
|
Л.Д. Рейман |
Ответственный секретарь коллегии |
Л.В. Юрасова
|
|