ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ЗАО "СКАЙ ЛИНК" ГУЛЬНАРА КАСЬЯНОВА Сложности внедрения "Скай Линк" уже сейчас предоставляет услуги по функционалу, сопоставимые с 3G. Старт этому этапу проекта был дан почти два года назад, когда мы перешли на технологию lx EV-DO Revision Zero в Москве и Санкт-Петербурге и начали перестраивать сети под нее в других регионах. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга в прошлом году нам удалось охватить еще четыре города. В этом году услуги по новым технологиям доступны уже в 15 субъектах Федерации, а до конца года их число увеличится еще на 10.
В следующем году рост будет не только количественным, но и качественным. Мы рассчитываем, что переведем на эту технологию в течение следующего года нашу сеть во всех 69 регионах. Кроме того, планируется начать апгрейд технологии. Следующая версия - lx EV-DO Revision А значительно увеличивает скорость передачи данных как в прямом, так и обратном каналах. Здесь вопрос больше не в сетевой готовности, а в терминальной. Ведь успех предоставления услуг третьего поколения очень сильно зависит от терминального оборудования. Как пионеры этого движения, можем сказать, что на сегодняшний день существуют большие сложности с терминальным оборудованием. Оно дорогое, его мало, очень тяжело меняется модельный ряд, поставщики не готовы в короткие сроки делать новые модели и дополнения к тем или иным приложениям. Поэтому взаимодействие с поставщиками терминального оборудования является одной из приоритетных задач компании.
Но даже при экстремально ограниченном терминальном ряде объем трафика высокоскоростной передачи данных интернета в сети "Скай Линк" показывает очень сильную динамику роста. Мы рассчитываем, что в IV квартале по нашей сети будет пропущено уже 123 терабайта. Для сотовой сети это значительные цифры, при том что сеть EV-DO сейчас реально работает в 15 регионах, и по мере увеличения этого списка стоит и в дальнейшем ожидать высоких темпов роста бизнеса.
Портрет клиента По результатам опроса новых пользователей услуг 3G в сети "Скай Линк" 36% подключенных на первое место поставили потребность в мобильном интернете. Многие говорят, что мобильный интернет будет покрывать те территории и области, где не хватает фиксированной выделенной связи. Но по нашему опыту это не совсем так. Лишь 11 % из общего количества новых абонентов сказали нам, что у них просто не было других вариантов для подключения к интернету. 28% опрошенных сообщили, что выбрали "Скай Линк" по причине того, что он обладает уникальным технологическим преимуществом при достаточно приемлемой цене.
Не менее показательные ответы мы получили на вопрос, где наши клиенты пользуются мобильным интернетом. Как оказалось, в местах, где можно воспользоваться и другими способами доступа в интернет. Причем 70% абонентов ровно там же пользовались интернетом и до подключения к "Скай Линк".
Более того, 63% абонентов до подключения к "Скай Линк" пользовались выделенным подключением.
На вопрос, является ли 3G альтернативой фиксированному подключению, можно ответить, если мы посмотрим цели выхода в интернет. Для чего наши абоненты пользуются высокоскоростной передачей данных? Многие работодатели хотят, чтобы сотрудники могли работать не только на работе, но и во всех остальных возможных местах. На практике из тех, кто пользуется "Скай Линк" на работе, 58% используют параллельно фиксированный выделенный интернет. Среди тех, кто использует наш мобильный интернет дома, этот процент ниже, но все равно достаточно высок - 33%. Цифры говорят о том, что мобильный интернет - эффективное средство для решения бизнес-задач, с одной стороны, а с другой - дополнение к существующему фиксированному доступу. Это важный момент. Растет рынок фиксированного доступа, но растет и потребность в мобильности. Это как с телефоном. Вы не противопоставляете два сервиса - мобильный и фиксированный телефон, но при этом все больше пользуетесь мобильным. Наш вывод: мобильный интернет надо рассматривать как отдельную модель бизнеса, не привязанную к рынку фиксированного доступа. Она не ориентирована ни на модель в фиксированном широкополосном доступе, ни на аналоги и цены в фиксированном широкополосном доступе. На мобильном интернете можно зарабатывать другие деньги.
Кто такие пользователи 3G? На сегодняшний день это преимущественно мужчины (85%) в возрасте 25-44 года, часто руководители бизнеса или индивидуальные предприниматели. Но не стоит недооценивать роль пользователей-женщин. Как показывает наш опыт, если женщина стала приверженцем какой-то технологии, то не будет от нее отказываться достаточно длительное время.
Особенности продаж За три года доля выручки от услуг передачи данных значительно возросла. В этом году мы рассчитываем, что она составит 24%, а в следующем - возрастет до 30%. При этом мы исходим из того, что, судя по всему, голосовой бизнес по-прежнему останется превалирующим для операторов. Поэтому тот, кто работает с технологией 3G, в любом случае вынужден будет заниматься и голосом, и данными одновременно.
Рост подключения к сети интернет хорошо провоцируется безлимитными тарифами. В сетях третьего поколения вопрос применения безлимитных тарифов остается открытым. Мы решили попробовать в ограниченном режиме - ввели с 1 сентября в Москве ночную "безлимитку", чтобы посмотреть, насколько будет простимулирован спрос, и хотим двигаться в направлении частичной "безлимитки".
На сегодняшний день мы используем как стандартные методы тарификации услуг (за конкретное количество мегабайт), так и пакетированные планы. Введение тарификации по каким-либо протоколам и приложениям позволяет сделать дифференцированные тарифные планы, которые позволят ввести "безлимитку" в определенном количестве приложений.
Важной маркетинговой компонентой становятся сервисы. Мы запустили портал с предложением контента по возможности try & buy. Развивая это направление, мы готовим портал SkyMobile для выстраивания абонентского комьюнити "Скай Линк". Это будет единая платформа для хранения личной информации и доступа к контенту.
По нашим прогнозам, к 2011 г. рынок мобильного широкополосного доступа превысит рынок фиксированного абонентского доступа. И если сейчас у большинства пользователей интернет вызывает ассоциацию с компьютером или ноутбуком максимум, то в дальнейшем он будет ассоциироваться с мобильным многофункциональным устройством, в котором должны будут быть и данные, и голос, и мобильность, и видео.
[Графические материалы: ДИНАМИКА ТРАФИКА EV-DO СЕТИ "СКАЙ ЛИНК" РЫНОК ПОДВИЖНОГО ШИРОКОПОЛОСНОГО ДОСТУПА РЫНОК ШИРОКОПОЛОСНОГО ДОСТУПА ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 3G: МОТИВЫ ПОДКЛЮЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНОГО ИНТЕРНЕТА ЦЕЛИ ВЫХОДА В ИНТЕРНЕТ Материал доступен в бумажной версии издания.]
Ведомости - приложение "Форум"
16 октября 2007
|