АНТИТЕРРОР Недавно в Москве прошло 7-е пленарное заседание Научно-консультативного совета Антитеррористического центра Содружества Независимых Государств (АТЦ СНГ). В работе совета приняли участие сотрудники спецслужб большинства государств СНГ (Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, России, Таджикистана и Украины), специализирующиеся в сфере информационных технологий и антитеррора.
Информатизация -благо
Приобщение все большей части человечества к информационным технологиям, использование широких возможностей, которые предоставляют эти технологии, -факт очевидный. Сегодня Всемирная паутина имеет 40 млн. компьютерных абонентов, охватывает 154 страны, около 1 миллиарда пользователей, из которых 845 млн. - регулярных. Социологическая концепция, согласно которой на смену индустриальному обществу приходит информационное, получает все больше фактических подтверждений. Не учитывать это было бы крайне недальновидно.
Россия семимильными шагами входит в глобальное информационное пространство. В постиндустриальную эпоху, которая уже наступила, это жизненная необходимость, одно из главных условий сохранения конкурентоспособности государства и нации, их лидирующих позиций в мире. Однако путь к российскому информационному "завтра" изобилует и опасными поворотами. "Глобализация не только открывает для нас новые возможности, но и создает определенные риски, и мы должны быть готовыми адекватно парировать такие потенциальные угрозы, как, например, кибертерроризм", - отметил Владимир Путин на очередном заседании Совбеза России.
Осознание рисков Впрочем, и для других государств СНГ, где распространение информационных технологий не столь масштабно, как в России, проблема информационного противодействия терроризму уже стала актуальной.
Как отметил руководитель АТЦ СНГ генерал-полковник милиции Андрей Новиков, еще десять лет назад Канадская секретная информационная служба (КСИС) опубликовала специальный доклад, в котором отмечалось, что вероятность кибертерроризма вполне реальна, а себестоимость его крайне низка. Утверждалось также, что наибольшую угрозу киберконфликты представляют для технологически высокоразвитых наций и государств. Этот вывод, к сожалению, справедлив до сих пор, однако сегодня ситуация кардинально изменилась.
- Да, доля пользователей Интернета в разных странах неодинакова, но даже там, где она невелика, наблюдается быстрый рост их численности, - отметила сотрудник АТЦ СНГ доктор юридических наук полковник милиции Марианна Кочубей. - Причем уже сегодня люди, которые живут в бедности - с доходом около 1 доллара в день, - имеют возможность пользоваться Интернетом.
Естественно, Интернетом пользуются не только законопослушные добропорядочные граждане, но и члены террористических и экстремистских организаций. Как сообщил инспектор АТЦ СНГ кандидат юридических наук Аманжол Уразбаев, сейчас в Интернете насчитывается свыше 4 800 сайтов, принадлежащих различным экстремистским организациям, в то время как 15 лет назад их было всего 12 (имеются в виду выявленные сайты). За 2006 год только МВД РФ выявило 148 ресурсов, содержащих материалы террористической и экстремистской направленности, в том числе 74 - в Рунете и столько же - на зарубежных ресурсах, в основном в США.
Только за прошлый год Федеральной службой безопасности России было прекращено функционирование порядка 500 сайтов террористической, экстремистской и иной антиобщественной направленности.
Пора определиться в понятиях Врага надо знать в лицо, ибо, если он неизвестен, не найти и способы борьбы с ним.
Для того чтобы противостояние кибертерроризму дало нужный результат, прежде всего необходимо осмыслить суть этого явления. Причем понимание должно быть единым у всех участников противодействия кибертерроризму, иначе у одних правоохранительных органов и спецслужб будет один объект приложения сил, у других - другой и т. д.
Учитывая это обстоятельство, инспектор АТЦ СНГ Аманжол Уразбаев выступил с обобщенным материалом по кибертерроризму и основным направлениям борьбы с ним в государствах - участниках СНГ, полученным Антитеррористическим центром СНГ из спецслужб государств Содружества.
В частности, он напомнил, что термин "кибертерроризм" предположительно появился в 1997 году, когда специальный агент ФБР М. Поллитт дал ему определение. Оно таково: кибертерроризм - это преднамеренные политически мотивированные атаки на информационные компьютерные системы, компьютерные программы и данные, выраженные в применении насилия по отношению к гражданским лицам со стороны транснациональных групп или отдельных лиц.
Исследователи выделяют два вида кибертерроризма. Первый - совершение с помощью компьютеров и компьютерных сетей террористических действий. Условно его назвали кибертерроризмом в чистом виде. Второй - использование киберпространства в целях террористических групп, в том числе для распространения своей идеологии, для связи, решения организационных задач и т. д.
Нормативно-правовая база Создание законодательных, в том числе международно-правовых основ противодействия кибертерроризму началось в конце прошлого века. Генеральной Ассамблеей ООН в 1998 и 1999 гг. были приняты резолюции, в которых затронуты вопросы целесообразности разработки и принятия международных принципов организации противодействия кибертерроризму.
Следующим шагом стало принятие Советом Европы 23 ноября 2001 г. Конвенции о киберпреступности. На сегодняшний день это основополагающий международно-правовой акт, который направлен против кибертерроризма. Конвенция определила приблизительный перечень преступлений, совершаемых в информационной среде против информационных ресурсов с помощью информационных средств, и признала их киберпреступлениями. К киберпреступлениям в соответствии с этой конвенцией относятся незаконный доступ к информационной среде, нелегальный перехват информационных ресурсов, вмешательство в информацию на магнитных носителях, в компьютерную систему, незаконное использование телекоммуникационного оснащения и ряд других деяний.
На сегодня конвенция подписана 43 членами ЕС и некоторыми другими странами, включая США. Однако, как подчеркнул руководитель АТЦ СНГ генерал-полковник милиции Андрей Новиков, ратифицировали ее лишь 12 государств, причем только одно из них входит в "большую восьмерку". В этих условиях едва ли можно всерьез рассуждать о монолитности международно-правового режима борьбы с терроризмом в информационном пространстве.
В России компьютерные преступления выделены в отдельную главу Уголовного кодекса (глава 28 - "Преступления в сфере компьютерной информации"). За последние годы в России издан ряд документов, в числе которых распоряжение Президента РФ "О подписании конвенции "О киберпреступности", указ Президента РФ "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации", Федеральный закон "Об информации и информационных технологиях", Доктрина информационной безопасности.
Кстати говоря, указом Президента РФ "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации" регламентирован порядок, по которому госорганам запрещается пользование Интернетом в локальных сетях. Это предотвращает возможные попытки компьютерного взлома с использованием других компьютеров глобальной сети.
Задачи противодействия По данным аналитиков, в Великобритании из зарегистрированных за последние пять лет 270 киберпреступлений раскрыто только шесть. В ФРГ раскрыто 170 из 2770 подобных преступлений. Как отмечают специалисты, низкая раскрываемость обусловлена, во-первых, высоким уровнем подготовки и большим интеллектуальным потенциалом киберпреступников; во-вторых, отсутствием нормативно-правовых актов, регламентирующих уголовно-процессуальные действия в отношении киберпреступников.
Кстати, недавно начальник департамента специальных технических мероприятий МВД РФ генерал-полковник милиции Борис Мирошников выступил с публикацией, призывающей ужесточить санкции по киберпреступлениям. Например, в США за это предусматривается до 20 лет лишения свободы.
Отсутствие строгого наказания за это в странах СНГ объясняется тем, что ни общество, ни законодатели пока не осознали всей опасности киберпреступлений. Что ж, время все расставит по местам.
Транспорт России
Александр ТИХОНОВ
27 августа 2007
|