Интервью ген. директора ФГУП "Почта России" Игоря Сырцова информационному агентству "Интерфакс".
Игорь Сырцов: почта России создает единую службу почтовой безопасности.
Рынок почтовых услуг в России в последнее время интенсивно развивается. Центральное положение на нем занимает ФГУП "Почта России" – национальный оператор почтовой связи. О перспективах нового предприятия агентству "Интерфакс" рассказал генеральный директор ФГУП "Почта России" Игорь Аркадьевич Сырцов.
Игорь Аркадьевич, каковы основные финансово-производственные результаты деятельности предприятий почтовой связи РФ в 2003 году? Какие задачи поставлены перед ФГУП "Почта России" на текущий год и на более отдаленную перспективу?
Мы сейчас подводим итоги прошедшего года. По предварительным данным, доходы российской почты в 2003 году превысили 35 млрд. рублей, что означает увеличение по сравнению с предыдущим годом почти на 22%.
Мы отмечаем, что постепенно меняется структура доходов. Возросли доли от пересылки письменной корреспонденции, посылок, денежных переводов – все это говорит об активизации почтового трафика, о росте интереса к почте со стороны клиентов, потребителей услуг.
В то же время произошло небольшое снижение доли доставки пенсий. И это вполне нормально – речь идет о снижении в процентном отношении в связи со значительным ростом в других секторах деятельности почты. Мы примерно так и рассчитываем – с постоянным расширением спектра услуг, внедрением сетевых технологий у нас новые сервисы будут востребованы все больше.
Основными задачами на этот год являются завершение процесса создания единого национального почтового оператора – "Почта России" с разветвленной филиальной сетью на территории всей страны, сохранение и укрепление наших позиций в традиционных для российской почты секторах. В частности, мы рассчитываем на увеличение своей доли на рынке денежных переводов благодаря внедрению системы "КиберДеньги". Мы также продолжаем реализацию проектов "Киберпресса" и "Киберпочта" – до конца этого года к высокоскоростным каналам передачи данных планируется подключить еще 10 тысяч почтовых отделений.
Как проходит процесс присоединения региональных управлений почтовой связи к ФГУП "Почта России" и когда он будет окончен? Какие преимущества получит "Почта России" после завершения перехода на новую структуру компании?
С 1 декабря прошлого года в состав предприятия вошли 4 региональных управления почтовой связи, с 1 января 2004 года присоединено еще 21 управление, с 1 февраля – 14, а полностью закончить этот процесс планируется во втором квартале этого года.
Сегодня это более 22 тысяч почтовых отделений и почти 170 тысяч работающих.
После создания единого предприятия перед нами откроются принципиально новые возможности. Будет работать четкая схема взаимодействия между функционально-территориальными подразделениями, будет осуществляться единая финансовая, техническая и маркетинговая политика. Мы значительно уменьшим издержки на поддержание сети почтовой связи, сможем больше вкладывать в ее развитие.
Когда будет объявлен тендер на проектирование, разработку и создание автоматизированного центра обработки почтовой корреспонденции?
Тендер уже объявлен. Заявки на участие в нем подали три компании – Siemens, "Эльзак" и NEC, всего же в мире только 5 компаний, реализующих подобные проекты. Победитель тендера будет определен в апреле этого года.
Вообще, предполагается, что подобных центров в России будет 25, но в первую очередь планируется построить и запустить Московский и Петербургский центры. Согласно нашему графику, Московский автоматизированный центр должен быть запущен весной 2006 года, а еще через полгода начнет работать центр в Санкт-Петербурге. После того, как мы изучим эффект от работы этих объектов, будет определен график для остальных центров. В целом же в течение 10 лет мы планируем создать систему почтовой логистики, которая станет одной из самых современных в мире.
Каковы первые результаты реализации проекта "Почтовый торговый дом"? Пользуется ли посылочная торговля по каталогам популярностью у населения?
Наше сотрудничество с компанией "Почтовый торговый дом" началось в прошлом году и развивается очень динамично. Не секрет, что в развитых странах около 30% товаров реализуются с помощью посылторга. Тем не менее, западные компании очень медленно выходят на российский рынок, ограничивая, как правило, свою деятельность Москвой и Санкт-Петербургом. Российские компании тоже не сильно стремятся в регионы. Кроме того, зачастую они ориентированы на получение сверхприбылей и предлагают товары, дороже, чем подразумевает их качество.
Проект "Почтовый торговый дом" с самого начала был ориентирован на предложение потребителям широкого ассортимента качественных и, главное, доступных товаров. Кроме того, в отличие от иных посылторговых проектов, почти все товары оплачиваются не по факту заказа, а по факту получения – это наша принципиальная позиция. Исключение составляют лишь дорогие или крупногабаритные товары.
В целом, мы убедились, что эта услуга очень актуальна для регионов, и постепенно она становится все более и более популярной. Как мы и предполагали, количество заказов и, соответственно, почтовых отправлений постоянно растет. Среди регионов лидерами по количеству заказов являются Чувашия, Курганская, Томская, Оренбургская и Иркутская области, Якутия. Мы планируем в этом году расширить географию проекта, к концу года заказ можно будет сделать практически в любом почтовом отделении.
Существуют ли у ФГУП планы по созданию собственного отраслевого банка и получению лицензии на банковское обслуживание населения?
Здесь нет пока решения. Есть мнение, что почта должна создавать собственный отраслевой банк; есть мнение, что почта должна сотрудничать с некоторым количеством банков, которым будет доверено работать через почту. Сейчас этот вопрос обсуждается, и окончательного решения не принято. По большому счету, создание банка не является нашей приоритетной задачей, и у нас есть время на обдумывание этой ситуации. Сейчас главное для нас – это повышение качества работы почты. Но в ряде стран почта получает существенные доходы от оказания финансовых услуг, и к этому вопросу мы еще вернемся.
Насколько эффективна в настоящее время система безопасности почтовых отправлений (проверка на споры сибирской язвы, взрывчатых веществ и т.д.) и контроль сохранности корреспонденции?
Необходимо понимать, что на данный момент в мире не существует эффективной на 100 процентов системы обеспечения безопасности почтовых отправлений.
При отправке международных отправлений, конечно же, осуществляется проверка – используется рентген, производятся другие действия, которые положено при этом проводить. За последние два года более чем в 40 случаях нами пресечена попытка пересылки по международной и внутренней почте запрещенных веществ и предметов. Тем не менее, многие вещи, связанные с пересылкой чего-то запрещенного, проверить невозможно. Например, определить наличие в письме или посылке спор сибирской язвы невозможно до тех пор, пока послание не будет вскрыто, а этого ни одна почта в мире позволить себе не может.
Что касается пресечения попыток пересылки оружия или взрывчатых веществ, то тут есть определенные методики, которые работают.
Мы продолжаем работу в этом направлении – закупаем необходимое оборудование, усиливаем контроль на международных направлениях и при пересылке межрегиональной почты (на тех узлах, где она идет большим потоком).
Кроме того, помимо борьбы с пересылкой неразрешенных предметов, существуют еще два направления нашей деятельности: контроль за сохранностью почтовых отправлений и обеспечение безопасности самой почты. В этих направлениях также ведется интенсивная работа.
Сейчас создается Единая служба безопасности "Почты России", которая будет иметь региональные отделения и будет заниматься этими тремя основными вопросами.
Сняты ли прежние разногласия с РЖД по вопросам задержек оплаты и в связи с нецелевым использованием почтовых вагонов?
На сегодняшний момент принципиальных разногласий у нас нет. Периодически, конечно, вскрываются попытки перевоза в почтовых вагонах тех или иных нелегальных грузов. Мы сами выявляем такие грузы и наказываем допустивших подобные ситуации сотрудников. Это сродни тому, когда проводник железнодорожного вагона берет "левого" пассажира. С такими явлениями надо бороться.
Некоторое время назад у нас была дискуссия с РЖД на тему, является ли почтой, например, 20 одинаковых коробок с одним и тем же грузом? Закон трактует это однозначно: если каждая из коробок оформлена как почтовое отправление, то это, безусловно, почта, если, конечно, этот груз выдерживает требования почтовой безопасности. Теперь мы достигли понимания в этом вопросе.
К сожалению, достаточно часты заслуженные претензии РЖД по поводу состояния почтовых вагонов. Все наши почтовые вагоны произведены еще в советское время и зачастую находятся в плачевном состоянии. В этом году мы закупаем первую за долгие годы партию новых вагонов.
Кроме того, совместно с РЖД мы разрабатываем новую юридическую и нормативную базу взаимодействия.
Как будут меняться тарифы на почтовые услуги в этом году?
Тарифы на почтовые услуги делятся на две категории: регулируемые и нерегулируемые МАПом. Что касается первой категории, то два раза в год МАП пересматривает эти тарифы, и тут от нас ничего не зависит. К сожалению, второго пересмотра в прошлом году не было, и мы надеемся, что в течение первого полугодия этого года тарифы все же будут скорректированы. Дело в том, что никто не компенсирует разницу, и нам тяжело выдерживать установленные тарифы.
Что касается остальных тарифов, то они устанавливаются почтой и изменяются с поправкой на инфляцию. В этом году за счет внедрения системы "Киберденьги" принципиально снижены тарифы на почтовые переводы. В среднем тарифы были снижены на треть. Это уже вызвало увеличение количества переводов, проходящих через почту.
Со следующего подписного периода мы планируем запустить единую тарифную систему по подписке. Мы рассчитываем, что это позитивно скажется на рынке подписки.
|