На вопросы отвечает министр РФ по связи и информатизации Л.Д.Рейман
Какие из поставленных перед Федеральной Целевой Программой «Электронная Россия» задач Вы назовете приоритетными?
В первую очередь ФЦП «Электронная Россия» должна создать комплекс технологических предпосылок для дальнейшего развития современного гражданского общества. Мы намерены вплотную заняться массовой подготовкой квалифицированных специалистов в области информационных технологий, будем совершенствовать работу государственных структур, повышать эффективность функционирования реальных секторов экономики, продолжим разработку системы реального обеспечения прав граждан на свободный доступ к необходимой информации.
На первом этапе Программы - в течение всего 2002 года - формируются предпосылки для дальнейшей реализации запланированных мероприятий. Итоговая система мониторинга тенденций развития ИКТ создается сегодня на основании огромного количества информации. Сюда входят результаты анализа эффективности расходования соответствующих бюджетных средств, изучения уровня информатизации экономики и полного учета государственных информационных ресурсов. Нами была проанализирована эффективность расходования бюджетных средств, ряд специалистов занят изучением зарубежного опыта реализации программ такого уровня. Изучение нормативной правовой базы позволило подготовить на первом этапе Программы пакет законопроектов, направленных на решение связанных с электронными документами и торговлей проблем.
В скором времени начнут осуществляться подготовленные нами опытные проекты по переходу органов государственной власти на электронных документооборот. Вслед за ними и органы местного самоуправления, а также бюджетные организации, примут участие во внедрении и развитии телекоммуникационной инфраструктуры.
Второй этап Программы намечен на 2003-2004 годы. Используя собранную информацию, мы начнем внедрение разработанных концепций для создания единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры. Будет развернута также активная деятельность по продвижению российский товаров и услуг в сфере ИКТ на мировом рынке.
Какова роль отводится в Программе международным проектам в отрасли связи?
Нашей важнейшей задачей в области работы с отечественными телекоммуникационными системами является их интеграция в мировую инфраструктуру.
Очень важно также восстанавливать и развивать собственное промышленное производство современных средств связи. Определенные шаги уже сделаны, но этого явно недостаточно. Разработка крупных международных проектов, определяющих телекоммуникационные концепции будущего, не должна проходить без участия России. Помимо всего прочего, участие в работе наших специалистов позволит учитывать особенности отечественных сетей связи, а значит - облегчит в дальнейшем интеграцию в Глобальное мировое информационное сообщество.
Что может дать человеку, бизнесу и государству интеграция России в мировую информационную инфраструктуру?
Планомерно работая над решением определенных в ФЦП «Электронная Россия» задач, достигая новых высот в ключевых областях науки и техники, отрасль «Связь» уже в ближайшее время сможет найти эффективные способы выживания и достижения успеха в непростых условиях рыночной экономики. Дальнейшие успехи в области инфокоммуникаций позволят обеспечить жителей всех регионов России надежными линиями связи; образование и квалифицированная медицинская помощь станет доступна подавляющему большинству, появится возможность приобретать либо реализовать товары по приемлемым ценам, найти чьи-то или предложить свои услуги на рынке труда по всему миру. Реализация Программы повысит эффективность государственного управления на всей территории России, повысит конкурентоспособность экономики страны за счет снижения издержек и повышения качества продукции и услуг, обеспечит качественный уровень жизни населения. Как можно оценить развитие российского рынка телекоммуникаций? Сегодня рынок телекоммуникаций России развивается весьма динамично. Прошлый год стал для отрасли (как и для экономики в целом) очень успешным. В 2001 году объем предоставляемых услуг вырос почти на 40%. В стране появилось около 1,5 млн. новых фиксированных телефонов, очередь на их установку существенно сократилась. Что касается сотовой связи, то к концу года число отечественных абонентов составило 7,84 млн. человек. Доходов от предоставления услуг почтовой связи получено на 35% больше, чем в 2000 году, номенклатура новых и дополнительных почтовых сервисов насчитывает более 80 видов. Обновление парка эксплуатируемых ЭВМ в 2001 г. составило 10%, а их общее число превысило 11 млн. штук. Количество отечественных пользователей Сети мы оценили в 4,3 млн. человек, по сравнению с 2000 годом объем услуг российского сегмента возрос на 50%. Что немаловажно, наметилась устойчивая тенденция роста численности пользователей Сети в регионах. А ведь до недавнего времени «сетевыми» столицами России были лишь Москва и Санкт-Петербург.
Каковы тенденции развития новых направлений инфокоммуникаций?
Новейшие технологии составляют очень важную часть российского телекоммуникационного рынка, при вхождении России мировое сообщество XXI века именно они будут характеризовать общий потенциал наших систем связи. Доля новых технологий в инфраструктуре связи с каждым годом увеличивается, а их значение для потребителя - растет. Известно, что одним из самых динамичных сегментов российского телекоммуникационного рынка является сотовая связь. Не отстают и услуги по предоставлению доступа к Сети. Современные инфокоммуникации способны кардинальным образом изменить механизмы функционирования многих институтов, в том числе и самого государства. Интеграция телекоммуникационных и информационных систем ведет к появлению новых отраслей экономики, новых продуктов и услуг, удовлетворению вновь возникающий потребностей общества. С наступлением эры информационного общества и построением в мире основ глобальной информационной инфраструктуры целью государственной политики России в области связи и информатизации становится создание условий по формированию современной национальной инфокоммуникационной инфраструктуры - реальной движущей силы социально-экономического, политического и культурного прогресса.
|