Наше общество и экономика по телосложению и образу действий весьма напоминают Тянитолкая. Мы по-прежнему мечтаем о развитом цивилизованном рынке, но при этом расширяем сферу госсобственности и госрегулирования. Хотим, чтобы российский хай-тек занял почетное место в экспорте, но дискутируем в основном о маршрутах экспортных газопроводов. Размышляем о перспективах новых секторов рынка, но верстаем бюджет уже откровенно исходя из прогнозов нефтяных цен.
И при этом знаем: ни одна страна ОПЕК не достигла уровня успеха и благосостояния, на который мы хотели бы ориентироваться (за исключением одного-двух государств Залива, едва превышающих по площади и населению подмосковные Люберцы). Зато те страны, которые поднялись на верхние ступени мирового рейтинга, объединяет по крайней мере одно -- информационные потоки поставлены там в центр не только производства и управления, но и потребления. При этом неважно, что составляет основу их ВВП: финансовый сектор, туризм, авиапром или собственно ИТ. Важно, что все они превратились в развитое информационное общество, в котором и приобретения, и потери связаны прежде всего с информационными технологиями. Авария на океанском волоконно-оптическом кабеле или эпидемия компьютерного вируса сегодня ведет к значительно более серьезным экономическим последствиям, чем гибель танкера. Воздействие ИТ становится глобальным уже потому, что кардинально меняет жизнь не только в тех странах, которые это приветствуют и поддерживают, но и в тех, которые не относятся к числу передовых. Достаточно того, что из-за Интернета государства стремительно теряют контроль над информацией, которую потребляют их граждане.
В России информационному обществу еще предстоит пройти ту часть пути, которую уже прошли страны-лидеры. Но мы явно не на старте, а уже на дистанции. Вопрос, происходит все это "невольно" или сознательно, способны ли мы поддержать этот вектор или смиримся с отставанием, переходящим затем почти в фатальный разрыв. Во всяком случае само российское общество и рынок демонстрируют хорошие способности, высокую восприимчивость и приличную динамику. Тот же рынок мобильной связи добился таких результатов, о которых несколько лет назад никто всерьез и не помышлял. А компании сотовой связи заняли в рейтингах и по капитализации, и по объемам продаж место, сопоставимое с ведущими металлургическими корпорациями страны. Рынок информационных технологий ежегодно прирастает у нас на четверть, и на нем хватает места и транснациональным корпорациям, и отечественному производителю. По оценке Мининформсвязи, при определенной поддержке российский ИТ-рынок к 2010 году может подняться с нынешних 6--7 до 30 млрд долл. Мы делаем то же, что и остальной просвещенный мир: покупаем сотовые телефоны и компьютеры, прокладываем сети передачи данных, отлаживаем софт, пробуем создать "электронное правительство" в надежде хоть отчасти вызволить себя из бюрократического рабства, надеемся, что со временем экспорт компьютерных программ станет сопоставимым с экспортом нефти.
Этим проблемам газета "Время новостей" намерена посвятить полосу "Информационное общество", которая будет выходить регулярно, раз в две недели. Сегодня -- первый выпуск
Источник: Время новостей, 18.10.2004
|