Сегодня государство связывает с производством программного обеспечения надежды на изменение к лучшему структуры российского экспорта. О том, каким положение дел в отечественной софтверной промышленности видится участникам рынка, корреспондент "Времени новостей" Андрей Анненков беседует с Александром Карпачёвым, президентом корпорации "Парус", одной из крупнейших российских софтверных компаний.
- Рынок информационно-коммуникационных технологий растет на четверть в год. Речь, правда, об ИТ-отрасли в целом. Так ли все хорошо у производителей софта?
- Для нашей компании год оказался сложным. Мы присутствуем на рынке государственных заказчиков - Генпрокуратура, ЦИК, Министерство образования и др. Административная реформа практически вогнала в кому федеральный слой власти. Это приостановило проекты, поэтому наш прирост по рынку госзаказчиков составил 17-18%. Тем не менее надежды на будущее радужные, связаны они с провозглашенным принципом "от бюджетирования расходов - к бюджетированию, нацеленному на результат". Такими результатами могут быть, например, увеличение продолжительности жизни россиян, сокращение количества ДТП и т.п. В этом случае финансировать придется не статьи расходов, а проекты развития, и информатизация станет условием достижения результата.
- Отечественный софтверный рынок сохраняет динамику развития?
- Пока цены на нефть очень высоки, он будет развиваться. Но это рост на внутреннем рынке. Многие российские чиновники и бизнесмены мечтают об экспорте наших технологий. Здесь ситуация гораздо менее оптимистична.
- Но вам же удается продавать свой софт в Казахстане, Украине, Белоруссии? - Экспорт в страны СНГ - это рост на проценты, а не в разы, а то и в десятки раз, как это могло бы быть в случае развития нашего бизнеса в США.
- А американские ИТ-компании, которые приходят на наш рынок, увеличивают свой бизнес в разы или на проценты?
- Они приходят на растущие рынки вследствие налаженного регулярного менеджмента. В России есть рост - надо вкладывать деньги, быстро отжимать ситуацию. Потому что она вечно не будет продолжаться. 50 долларов за баррель - это может быстро закончиться, правда? Нам же принципиально важно выйти на западный рынок. Это тяжело, особенно в США.
- Дело в протекционизме американского правительства?
- Нет. Там сложившийся рынок, искушенный потребитель. Новых игроков не ждут. Нужно искать серьезнейшего партнера, который был бы заинтересован в продвижении наших продуктов и технологий на западе. Альтернатива - офшорное программирование, работа на посредника, а не на конечного потребителя.
- Пока что альянсы американских и российских компаний создаются, наоборот, для работы на нашем внутреннем рынке. Так действует, например, Microsoft, продвигающая свой деловой софт с помощью российских компаний-партнеров. Глава одной из таких компаний, Columbus IT Partners, даже заявил в прессе, что России не следует производить собственный софт.
- Columbus от того, что Россия производит софт, одна головная боль, потому что конкурирует Columbus с российскими производителями. Не будь "Галактики", "Паруса", "1C" - Microsoft правила бы бал и в этом секторе рынка. И диктовала бы стандарты в области компьютеризации управления. А стандарты здесь, между прочим, еще и связаны с вопросами национальной безопасности, если это управление в государственной сфере. Я не считаю это утверждение ни банальным, ни высокопарным. Посмотрите, например, как к этому вопросу относится Китай. А что у нас? Автомобильная промышленность демонстрирует удивительные возможности лоббирования. То же - в банковском и страховом бизнесе, причем граждане России от этого отнюдь не выигрывают. Но никакой поддержки отечественной ИТ-индустрии.
- Нужна ли вам такая же поддержка, как "АвтоВАЗу"?
- Не надо нас защищать тупо, запрещая прийти сюда иностранцам. Но если государство не хочет погубить свою техническую элиту, оно должно кое-что предпринять. Например, сделать так, чтобы иностранные компании, получившие госзаказы, инвестировали здесь. Индийские технопарки, например, развивались отнюдь не на индийские деньги, нет - они были зонами льготного налогообложения, там замечательные условия для инвестиций. Примерно то же и в Ирландии, где ИТ-индустрия процветает. В России этого нет. А нужно создать условия, чтобы в ИТ инвестировать было выгоднее, чем в машиностроение.
- Вроде бы так и есть - темпы роста в ИТ выше, значит, и инвестировать сюда лучше.
- Очень важны объемы. Наш ИТ-рынок относительно невелик. Кроме того, инвестор должен прийти не чтобы здесь продать, а чтобы, наоборот, здесь, в России, произвести и затем продать по всему миру. Было бы замечательно, если бы Microsoft создавала свои продукты в России. Но нет, она их только продает. Да, это огромная компания, поэтому нам труднее конкурировать с Microsoft, чем Microsoft конкурировать с нами. Что и позволяет ребятам из Columbus IT Partners говорить, будто в России не надо программировать. Пусть они по-русски сначала назовутся, а потом уж говорят о том, что здесь надо и чего не надо делать. Я горжусь тем, что представляю российскую компанию, которая со своими, а не с чужими программными продуктами здесь спокойно конкурирует с Microsoft.
- Что ваша индустрия ждет от рынка в обозримом будущем?
- И в частном бизнесе, и среди госзаказчиков выбор софта зачастую напоминает политику, решение принимается иной раз на очень высоком уровне. Бывает, без политики действительно не обойтись - скажем, при выборе поставщика системы информатизации казначейства. Тут понятен интерес правительств США и Германии, поскольку компании этих стран претендуют на получение заказа. Но когда так же сложно, долгие месяцы, выбирают систему бухгалтерского или складского учета - это странно. Нашей индустрии предстоит повзрослеть, устояться. Тогда к выбору программных продуктов будут относиться проще и рациональнее, как к выбору автомобиля. Но пока есть целые отрасли, где до IT идти и идти. Сельское хозяйство, например, или муниципальное управление, где зачастую не то что софта, а и компьютеров нет. Это резерв роста рынка. Но когда первоначальный спрос будет удовлетворен, наши заказчики станут покупать ровно столько технологий, сколько нужно
Источник: Время новостей, 18.10.2004
|