Стремительный рост рынка интернет-торговли заставил депутатов Госдумы всерьез заняться решением проблемы электронных мошенников, "впаривающих" россиянам контрафактный товар. В ближайшее время они собираются принять поправки к закону "О защите прав потребителей", которые ужесточат правила для владельцев виртуальных магазинов.
"Сейчас дистанционные и интернет-продажи в России - просто беда, - говорит Надежда Головкова, председатель Московского общества защиты прав потребителей. - С ростом потребительского спроса на онлайновые покупки растет число мошенников - мелких одноразовых магазинов, торгующих заведомо некачественным товаром, которые создаются для того, чтобы просто снять деньги. Такие продавцы не хотят брать на себя обязательства по обмену товара и возврату денег. Как только такой интернет-магазин получает первые претензии от покупателей, он закрывается и меняет электронный адрес. Найти такого продавца можно только с милицией. Конечно, если вам достался бракованный товар, а магазин "потерялся", вы можете обратиться к производителю, но не у каждой зарубежной компании есть представительство в России, так что адресовать претензии зачастую некому".
Поэтому обновленный закон "О защите прав потребителей" обяжет всех продавцов оставлять свой физический адрес, куда покупатель в любой момент сможет прийти и потребовать сатисфакции. Кроме того, любое предприятие дистанционной торговли должно будет иметь отдел рекламаций и консультантов, которые смогут подтвердить свою квалификацию.
Как сообщили "РК" в Госторгинспекции по Московской области, сейчас многие онлайновые продавцы вместо обратного юридического и физического адреса оставляют номер абонентного ящика. Это верный признак того, что вас пытаются обмануть, поскольку добросовестным продавцам скрывать от потребителя нечего. К тому же, по закону, любой магазин, имеющий лицензию на торговлю, обязан указывать свои юридические координаты. Так что, когда курьер доставит вам товар, требуйте у него чек и не отпускайте его до тех пор, пока внимательно не изучите все данные.
По словам специалистов, особенно опасно покупать у таких продавцов товары "для здоровья", консультации о которых даются по телефону. Вам могут наврать все, что угодно, и никакой ответственности не понесут.
Новая редакция закона позволит покупателям без объяснения причин в течение 10 дней вернуть любой товар, купленный в интернет-магазинах. То есть у потребителя появится возможность подержать товар в руках, хорошенько его рассмотреть, опробовать и только после этого окончательно решить, покупать его или нет. Вернуть будет нельзя только технически сложный товар (холодильник, телевизор), не имеющий существенных недостатков, делающих его непригодным к эксплуатации.
Сейчас обманутые покупатели жалуются в общественные организации, в торговую инспекцию. Те, кому удалось обнаружить недобросовестного дистанционного торговца, подают иск в суд. Но восстановления справедливости приходится ждать годами. "Как правило, потребительские судебные процессы тяжелые и долгие, - говорит Надежда Головкова. - Судьи перегружены гражданскими делами и не всегда охотно берутся за копеечные потребительские иски. Многие дела тянутся по 4-5 лет. В прошлом году наши юристы вели 105 дел, из них завершились только 45".
Усиление законодательного регулирования электронной торговли как нельзя кстати. "Важно, что закон будет прививать россиянам культуру дистанционных покупок, которая у нас сегодня совершенно отсутствует, - считает Антон Никольский, исполнительный директор Национальной ассоциации участников электронной торговли. - А между тем популярность он-лайн-продаж растет. При этом интернет-торговля стала привлекать не только низкими ценами, но и удобством. По сути, время электронной коммерции только начинается".
Судя по цифрам, приводившимся на мартовском заседании коллегии Минсвязи, объем российского рынка электронной торговли в 2003 году составил порядка 150-200 млн. долларов. А потенциальных клиентов онлайн-продаж специалисты насчитывают около 6, 4 млн. человек.
Источник: Русский курьер, 30.04.2004
|