Согласно отчету Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) , объем электронной торговли в России за I квартал 2004 г. составил $1,093 млрд (в 2003 г. - $937 млн) , при этом объем госзакупок (B2G) составил $655 млн (2003 г. - $141 млн) , электронной коммерции, к которой относятся интернет-магазины, информационные и развлекательные сайты (B2C) , - $264 млн (2003 г. - $480,4 млн) и объем электронных аукционов и доходов корпоративных порталов (B2B) - $173 млн (2003 г. - $464,2 млн).
По словам исполнительного директора НАУЭТ Антона Никольского, итоги прошлого квартала перечеркнули все прогнозы на 2004 г. По оценке НАУЭТ, объем электронных торгов в 2004 г. должен был составить всего $1,354 млрд, однако почти такие же результаты уже достигнуты в I квартале. Никольский пояснил, что в основном на увеличение объемов торгов повлиял запуск электронной системы госзакупок в Санкт-Петербурге. В прошлом году она только тестировалась. За этот квартал через нее было заключено контрактов на рекордную сумму - 17,3 млрд руб. (около $600 млн, или более 90% от всех госзакупок).
Всего электронные системы госзакупок сейчас работают в шести регионах, на 2-м месте - торговля в Новосибирской области, объем которой составляет только 3,5% от торгов в Санкт-Петербурге. Государство интересуют закупки стройматериалов, медпрепаратов, оборудования и топлива. Никольский отмечает, что в стадии разработки сейчас находятся еще 15 систем госзакупок, в том числе в Московской области, что может существенно увеличить объемы торгов за весь год.
"Перевод госзакупок на электронную основу является важнейшим направлением административной реформы и процесса информатизации работы органов госвласти. В результате государство получит значительный экономический эффект, который, по различным оценкам, составит от 70 млрд руб. до 150 млрд руб. ", - говорит Ольга Ускова, президент Cognitive Technologies, разработавшего систему госзакупок для Владимирской области. Но, по ее мнению, необходимо, чтобы системы электронных госзакупок субъектов Федерации были интегрированы в единую информационную инфраструктуру, чтобы одна область могла посмотреть предложения из другой области.
На рост в корпоративном секторе повлияло увеличение количества участников и появление двух крупных площадок - "Северстали" и "Татнефти". В потребительском секторе увеличение продаж связано с ростом количества интернет-пользователей, а также большей узнаваемостью брэндов магазинов, например eHouse, "М. Видео", Ozon.
По словам пресс-секретаря "М. Видео" Надежды Киселевой, в 2003 г. электронные покупки заинтересовали более 35% пользователей московского Интернета - это тот порог, когда можно говорить о начале хорошей интернет-торговли. Магазин "М. Видео" строит оптимистичные планы на этот год, правда, в 2003 г. доля продаж через Интернет в общем товарообороте компании составила пока только 2% , или $10 млн. eHouse в прошлом году заработал $39 млн, что более чем в два раза больше по сравнению с 2002 г.
Развитие интернет-торговли сдерживается в нашей стране отсутствием адекватной нормативно-правовой базы. По словам президента НАУЭТ Александра Киселева, необходимо в кратчайшие сроки внести дополнения в законодательство, регулирующие процедуры госзакупок, разработать стандарты в области функционирования систем электронной торговли, в том числе в области информационной безопасности. Сейчас принято решение о создании рабочей группы при комитете по информационной политике Госдумы по вопросам регулирования законодательства в электронной торговле.
Источник: Ведомости, 30.04.2004
|