Три месяца внешняя торговля живет в условиях нового Таможенного кодекса. Накануне его введения бизнес испытывал законное беспокойство – сможет ли таможня работать с законом, предусматривающим реальную либерализацию внешнеэкономической сферы. С законом, основной смысл и философию которого можно сформулировать по-олимпийски коротко: быстрее, проще, прозрачнее. Сегодня ясно: кодекс работает без сбоев, внешнеторговые обороты растут, таможня с объемами справляется. В немалой степени это результат дальновидной политики ГТК России, почти десять лет назад сделавшего ставку на приоритетное развитие информационных технологий. Комплексная информатизация таможенных операций рассматривается комитетом в качестве основы упрощения таможенных процедур и создания таможни, ориентированной на нужды участника внешней торговли.
По мнению Генерального секретаря Всемирной таможенной организации Мишеля Данэ, для достижения того уровня информатизации, которого удалось достичь российским специалистам всего за три последних года, таможенным службам других государств требуется 15-20 лет. Это подтверждают и ведущие российские эксперты в области IT – ГТК РФ признан лидером в области развития информационных технологий среди государственных структур за 2003 год.
Таможенное оформление в цивилизованной стране – это услуга населению, которая оплачена в виде налогов и сборов. И данная услуга должна быть быстрой и удобной. Информационные технологии оптимизации прохождения грузов через нашу границу как раз и обеспечивают быстроту и удобство.
- Основу такого упрощения составляет переход к безбумажной форме декларирования товаров и транспортных средств и, прежде всего, предварительное электронное декларирование, когда информация поступает в нашу информационную систему с места формирования контейнера, судна либо железнодорожного состава, – рассказал начальник Главного управления спецтехники и автоматизации таможенных технологий ГТК России Леонид Ухлинов. – Это значит, что при загрузке мы получаем от наших иностранных коллег данные о том, что должно прийти на нашу территорию. Мы уже подписали двусторонние соглашения с крупнейшими участниками рынка.
- С сентября прошлого года ГТК РФ совместно с таможенными службами Финляндии и Швеции реализует проект "Зеленый коридор". Эта схема позволила сократить время прохождения автомашины через российско-финляндскую границу до 4 минут!
Следующий шаг развития "Зеленого коридора" – перенос этой технологии и на морской транспорт. Для российской службы это чрезвычайно важный проект, так как он позволяет не только упростить и ускорить таможенное оформление, но и сделать отечественные порты на Балтике более привлекательными для перевозчиков по сравнению с иностранными портами.
Однако упрощение и ускорение таможенных процедур не должно приводить к ослаблению таможенного контроля. Таможенник должен содействовать торговым операциям, но при этом он должен иметь в своем компьютере максимум информации о товаре и о том, кто этот товар везет. Именно поэтому столь большое значение придается сегодня интеграции ресурсов различных органов государственной власти.
По убеждению начальника ГУСТАТТ ГТК РФ Леонида Ухлинова, объединение возможностей информационных систем таможенной и налоговой служб создает дополнительное качество контроля. "Мы получаем всю налоговую историю каждой организации, которая выходит на внешний рынок, – пояснил он. – В свою очередь мы предоставляем налоговикам все грузовые таможенные декларации этих организаций, благодаря чему они получают информацию об их торговых операциях".
Положить предел неправомерному возврату НДС, с одной стороны, и дать возможность добропорядочным экспортерам быстро его получить обратно, не замораживая огромные средства на длительный срок, – такова цель системы контроля вывоза товаров с территории РФ, которая разрабатывается в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия" специалистами Минэкономразвития РФ, таможенной и налоговой служб. По заверению Л. Ухлинова, этот механизм направлен на то, "чтобы упростить жизнь крупному бизнесу, чтобы сделать оборачиваемость этих средств более высокой".
Взаимный доступ к информационным ресурсам ГТК и ГИБДД позволит коренным образом выправить ситуацию на рынке автомобилей, серьезно ударить по криминалу. Скажем, при покупке автомобиля, ввезенного из-за рубежа, россияне смогут узнать, была ли эта машина оформлена должным образом на таможне, и какова ее история.
Реальную возможность стать владельцем "чистой" иномарки может только полная и достоверная информация о машине. "Эту информацию нужно просто грамотно найти, – убежден Леонид Ухлинов, – сопоставить с другой и предоставить для всеобщего использования. В этом случае криминальный бизнес получит сильный удар".
- Большое направление работы – включение в новую компьютеризированную информационную систему обеспечения транзита ЕС (NCTS), – сообщил Леонид Ухлинов. – Уже проведены соответствующие переговоры с Комиссией Евросоюза и с администрацией NCTS, чтобы получить возможность начать работу с этой системой по мере вхождения в ЕС наших прибалтийских соседей.
Концепция развития технической базы ГТК России предусматривает создание к 2008 году одной из самых передовых в техническом и технологическом отношении таможенных служб. К этому сроку все таможенные органы на территории страны будут объединены в единую информационную систему, что позволит выйти на принципиально новый, более высокий уровень таможенного администрирования.
Справка
В 2003 г. лидером в области информационных технологий среди государственных структур признан Государственный таможенный комитет Российской Федерации.
Источник: Известия, 01.04.2004
|